Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

37 Н. А. Бердяев связывает кризис современности с утратой гармонии между полами, предлагая восстановить андрогинный образ («дева-юноша»), объеди- няющий мужское и женское начала. Через противопоставление рода (безличной силы, подчиняющей человека биологическим циклам) и личности философ раскрывает суть любви: 1) рдовая любовь – направлена «вовне», подавляя лич- ность в угоду продолжению рода; 2) личная любовь – прорыв к вечности, где энергия направлена «вглубь», преодолевая биологический пол и трансформи- руя половое разделение через индивидуальность. Духовный брак, по Н. А. Бер- дяеву, создаёт условия для преодоления родовых границ, где духовное домини- рует над физическим. Преображённый Эрос восстанавливает изначальную ан- дрогинную природу, формируя человека-творца, способного преобразовывать действительность через единство вечного и временного. Д. С. Мережковский развил эту идею, предложив классификацию любви: 1) земная (эрос) – связана с родом и смертью; 2) небесная (агапе) – ведёт к бес- смертию личности. Философ, таким образом, противопоставляет два типа люб- ви: эрос (земная), связанный с рождением и смертью, и агапе (небесная), пре- одолевающую смерть через единство жизни, смерти и воскресения. Эрос ори- ентирован на безличный род, а агапе – на бессмертную личность. Они взаимо- связаны: эрос служит ступенью к агапе, открывающей вечную целостность. Д. С. Мережковский критикует христианский брак и девство, предлагая идеал «святой любви» и восстановление андрогинной целостности личности. Вместе с Н. А. Бердяевым он видит в андрогине (божественной двуполости) основу гармонии: слияние мужского и женского начал, заложенное в человеке от рож- дения. Реализация этой утопии через ювениальную любовь, по мнению фило- софа, приведёт к преображению социума и наступлению Третьего Царства – эры духовного единства. Таким образом, исследование концепции любви как высшей духовной ценности в русской философии второй половины XIX – первой полови- ны XX вв. демонстрирует её ключевую роль в преодолении кризиса индиви- дуализма, разобщённости и утраты смысловых ориентиров. Философы Сереб- ряного века – С. Л. Франк, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, Д. С. Мережковский раскрыли любовь не как эмоцию, а как метафизическую силу, способную трансформировать бытие, восстановить утраченную гармонию и привести к всеединству. Можно выделить следующие общие черты, определяющие понимания любви у философов Серебряного века: любовь выступает силой всеедин- ства , преодолевающей эгоизм, разрыв между материальным и духовным, ин- дивидом и обществом. Все мыслители связывают её с христианскими ценнос- тями (жертвенность, агапе), но интегрируют с экзистенциальными и теургиче- скими аспектами. Центральна идея андрогинности как символа восстановле- ния изначальной гармонии и божественного подобия. Различия в понимания любви у данных философов следующие: В. С. Соловьёв и Д. С. Мережковский делают акцент на эротическом нача- ле как пути к сакральному, тогда как С. Л. Франк ближе к агапе как сознатель- ному акту веры. Н. А. Бердяев и Д. С. Мережковский видят в любви

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=