Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
36 другого, восприятие «ты» как самодостаточной ценности. Обладание, напротив, выражает стремление подчинить другого своей воле. Однако синтез этих про- тивоположностей возможен через доминирование признания, что ведёт к прео- долению эгоизма и единению с «ты». Таким образом, любовь у С. Л. Франка – это не эмоция, а онтологический акт , преобразующий саму структуру бытия. Концепция С. Л. Франка укоренена в христианском понимании любви как жертвенного служения. Российский исследователь А. А. Гапоненков отмечает, что философ интерпретирует любовь в духе Нового Завета, где «быть – значит любить». Это созвучно идеям В. С. Соловьёва, для которого любовь была си- лой, преодолевающей разобщённость мира. Однако С. Л. Франк углубляет эту мысль, связывая любовь с онтогносеологическим синтезом – единством позна- ния и бытия. Для С. Л. Франка любовь – высшая духовная ценность, лежащая в основе мироздания. Через синтез признания и обладания она преодолевает противоречия, открывая путь к всеединству. В русской философии эта идея становится мостом между религиозной традицией и экзистенциальным поис- ком, утверждая, что подлинное бытие возможно только в любви. В. С. Соловьев совершил радикальный поворот, реабилитировав эрос – по- ловую любовь – как естественное и одновременно сакральное чувство. В про- тивовес традиционному акценту на агапе , он увидел в эротической любви им- манентный потенциал «обожения» человека. Согласно В. С. Соловьеву, эгоизм и разобщенность эмпирического мира преодолеваются через любовь, которая переносит «центр жизни» человека в другого. Это не абстрактное чувство, а живая сила, способная восстановить утраченное всеединство. Философ выде- лил три формы такого воссоединения: 1) андрогинизм – восстановление единст- ва мужского и женского начал, утраченного после грехопадения; 2) духовная телесность – преодоление разрыва между душой и телом через одухотворение материи; 3) богочеловечность – соединение человека с Богом, реализуемое че- рез любовь к Софии, вечной женственности в Боге. В. С. Соловьев интерпретировал платоновский миф об Эроте как стремле- ние к бессмертию. Низший эрос порождает новую плоть, высший – преобража- ет телесность, делая ее нетленной. Любовь, таким образом, становится теурги- ческим актом, преобразующим мир. Ключевая роль любви – преодоление эго- изма через создание «двуединого существа», где «я» и «другой» сливаются. Идеализируя возлюбленную, человек открывает в ней Софию – божественную суть, связывающую творение. Динамика любви у В. С. Соловьева двунаправлена: нисходящий поток (во- площение Софии в мире) и восходящий (идеализация человека, ведущая к Бо- гу). Так эрос становится мостом между земным и небесным, материальным и духовным. Идеи В. С. Соловьева, развитые его последователями, остаются актуаль- ными в контексте поиска гармонии между телесным и духовным, индивидуаль- ным и всеобщим. Любовь, понимаемая как высшая духовная ценность, откры- вает путь к всеединству – состоянию, где человек, преодолев эгоизм, обретает бессмертие в единстве с Богом и миром.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=