Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
35 Е. С. Геберлейн, М. А. Фишер Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Мартьянова ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШАЯ ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX в. Актуальность данной темы связана с тем, что на фоне доминирования индивидуализма и потребительства, приводящих к поверхностным отношени- ям, русская философская традиция, рассматривающая любовь как высшую ду- ховную ценность, предлагает важную альтернативу. Мыслители Серебряного века, разработали глубокие концепции любви, основанные на метафизическом и этическом понимании. Эти идеи, подчеркивающие необходимость преодоле- ния эгоизма, признания ценности каждого человека и стремления к всеединству через любовь, особенно актуальны сегодня для преодоления духовной разоб- щенности. Их синтез религиозных, философских и экзистенциальных аспектов любви может стать ответом на дегуманизацию общества и помочь обрести утраченные смыслы. Цель работы – раскрыть специфику понимания любви как высшей духов- ной ценности в русской философии на примере учений С. Л. Франка, В. С. Со- ловьёва, Н. А. Бердяева, Д. С. Мережковского, а также показать её роль в дос- тижении метафизического всеединства. Задачи исследования: 1) gроанализировать концепцию любви в метафи- зике всеединства С. Л. Франка, уделив внимание её онтологическому и гносео- логическому аспектам; 2) cравнить подходы русских философов (В. С. Соловь- ёва, Н. А. Бердяева, Д. С. Мережковского) к интерпретации любви, выделив их сходства и различия; 3) раскрыть современное значение идей русских мыслите- лей в контексте преодоления индивидуализма, кризиса межличностных отно- шений и поиска духовной целостности; 4) показать роль любви как инструмен- та теургии – преображения мира и восстановления андрогинной гармонии в философских проектах Н. А. Бердяева и Д. С. Мережковского; 5) работа направлена на систематизацию ключевых идей русской философии о любви, демонстрируя их потенциал для решения актуальных антропологических и со- циальных проблем. Прежде всего, остановимся на рассмотрении любви в контексте метафизи- ки всеединства. Согласно С. Л. Франку, бытие есть органическое единство, где любовь выступает первоосновой, связующей субъективное и объективное. В работе «Непостижимое» философ утверждает, что подлинная реальность постигается не через рациональный анализ, а через трансрациональное пере- живание , которое он называет «жизнечувствием». Это переживание раскрыва- ется в отношениях «я-ты», где любовь становится мостом между изолирован- ным «я» и абсолютным «мы-бытием». С. Л. Франк выделяет два аспекта люб- ви: признание и обладание . Признание предполагает уважение к автономии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=