Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
280 лишь в сети Интернет, наделив его качествами, внешними или внутренними, на самом деле человеку не присущими, но крайне желанными. Такие действия возможны как в социальных сетях, так и в компьютерных играх. На первый взгляд, это можно оценить, как дополнительную возможность посмотреть на себя со стороны, провести эксперимент над собственным «Я», самостоятельно найти новые черты характера или усовершенствовать их. Если же углубиться в изучение проблемы, становится ясно, что на почве чрезмерной свободы дей- ствий и неограниченных возможностей самоидентификации подросток может попросту потерять своё истинное «Я» в массе альтернативных и эксперимен- тальных. Кроме того, при постоянном взаимодействии не только с собственной «идеальной картинкой», но и с чужими на просторах сети Интернет, молодой человек, в силу возраста неспособный точно отделять действительное от выду- манного, может воспринять их как идеал, начать презирать самого себя и ста- раться всеми возможными способами приблизиться к нему, что нередко влечет за собой не только психологические, но и физические последствия. Во-вторых, самовыражение через фотографии и публикации. С одной сто- роны, это возможность поделиться своим видением, найти единомышленников и, впоследствии, друзей. С другой же стороны, понятия «истина» и «красота» начинают оцениваться не с точки зрения адекватности, справедливости и прав- ды, а по количеству оценок того или иного мнения. Соответственно, у кого больше подписчиков, тот и является законодателем мнений. В-третьих, обратная связь. Оценка контента другими пользователями мо- жет влиять на самооценку и восприятие себя. Положительная обратная связь может укреплять уверенность, тогда как негативная – вызывать сомнения. В-четвертых, возможность беспрепятственно общаться с людьми по всему миру. Главная проблема заключается в том, что количество подписчиков или друзей в Интернете не гарантирует их наличия в реальной жизни. Так, человек, проводящий достаточно продолжительное время в социальных сетях и фокуси- рующий свое внимание лишь на виртуальных взаимодействиях, рискует в ре- альной жизни столкнуться с проблемой одиночества . На наш взгляд, предотвращение деструктивных последствий виртуального взаимодействия у молодежи требует комплексного подхода: не только усилия со стороны родителей или близких, но активные действия образовательных учреждений в целом: 1. Обучение безопасному поведению в Интернете. Важно объяснить, как рас- познавать дезинформацию или кибербуллинг, правильно оценивать компетент- ность и достоверность используемых источников, развивать навыки контроля стресса и негативных эмоций, полученных в виртуальном пространстве [1]. 2. Обеспечение баланса между виртуальной и реальной жизнью. Принуди- тельное ограничение времени, проводимого подростком в Интернете, для обес- печения как возможности самовыражаться онлайн, так и общения со сверстни- ками в реальном мире [1]. 3. Поддержка новых увлечений и хобби. Самовыражение онлайн – неотъем- лемая часть современной реальности подростка, но также важно, чтобы воз- можность показать себя и найти единомышленников была и в реальном мире.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=