Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

28 Граждане, пережившие экстремальную ситуацию, нуждаются в разном ви- де социальных поддержек. Со стороны государства при экстремальных ситуа- циях населению оказывается помощь следующими органами: – МЧС оказывает психологическую, гуманитарную и другие виды помощи гражданам; – Министерство социальной защиты населения оказывают социальную помощь в форме предоставления предметов первой необходимости, а также ад- ресную помощь; – общественные организации могут оказывать безвозмездную социаль- ную помощь. Психологическая помощь в экстремальной ситуации – помощь, оказывае- мая людям, находящимся в остром стрессовом состоянии, представляющим со- бой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации [2]. Главными принципами оказания экстренной психологической помощи яв- ляются: безотлагательность; приближенность к месту событий; единство и прос- тота психологического воздействия. К целям и задачам психологической помощи относят: организацию и обес- печение оптимальной психологической обстановки; минимизацию последствий стресса, а также снижение реакции на него; профилактические меры, направ- ленные на поддержание эмоционально стабильного состояния пострадавшего и его родных; снижение риска возникновения психических последствий в ре- зультате психологических травм; планирование мероприятий с пострадавшими и их родственниками. Сложность такой помощи обуславливается тем, что каж- дый человек по-разному реагирует на стрессовые ситуации. Необходимо обла- дать большим количеством профессиональных знаний и умений, чтобы грамот- но оказать помощь людям, имеющим разную эмоциональную устойчивость [1]. Наиболее частыми реакциями людей, находящихся в экстремальной ситуа- ции, являются [6]: 1. Плач – симптом переработки негативных эмоций. Поэтому крайне важ- но дать человеку поплакать. Необходимо дать ему понять, что он не один. Можно использовать физический контакт с пострадавшим, например, погла- дить его по спине, взять за руку. С помощью приёма «активное слушание» можно наладить с ним вербальный контакт: кивать головой, произносить «угу», «ага», чтобы показать, что вы действительно слушаете и сочувствуете; повто- рять за человеком отрывки фраз о его ментальном состоянии; не осуждать, не давать советов. 2. Истерика – состояние, при котором пострадавший испытывает чрезмер- ное возбуждение, у него сохраняется сознание, но наладить с ним контакт очень трудно. Речь при истерике быстрая, эмоциональная. Чтобы оказать экс- тренную психологическую помощь, нужно создать спокойную обстановку для пострадавшего, после чего совершить резкое неожиданное действие – это по- может остановить истерику. После завершения истерики необходимо обеспе- чить человеку покой и уложить его спать. 3. Нервная дрожь – помогает человеку сбросить напряжение. Эту реакцию не стоит останавливать, так как напряжение останется в мышцах и в дальней-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=