Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

279 М. П. Щеглова Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В настоящее время доступность взаимодействия с помощью социальных сетей упростила коммуникацию, особенно среди молодого поколения. Без- условно, виртуальное пространство предоставляет уникальные возможности для общения, самовыражения и формирования социальных связей. Вместе с тем, вполне может усугублять чувство одиночества и отчуждения. В этой связи анализ проблемы одиночества и поиска себя в виртуальном пространстве не только актуален с точки зрения философии, но и имеет практическое значе- ние для разработки рекомендаций по поддержке молодежи в условиях цифро- вой эпохи. Одиночество – состояние одинокого человека. Состояние и ощущение че- ловека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной изо- ляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимогодля него общения. В рамках данного понятия различают два различных феномена: позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) [5]. Например, М. Хайдеггер считал, что «такое уединение есть, наоборот, то одиночество , в котором каждый человек только и достигает близости к суще- ству всех вещей, к миру» [4]. По его мнению, каждый человек обречен на оди- ночество, и какой бы ни была коммуникация, переложить тяжесть своего внут- реннего мира на другого невозможно. Жан-Поль Сартр рассматривал одиноче- ство как феномен человеческого бытия, который присущ каждому индивиду. Философ писал: «О своем одиночестве я никогда не думаю – во-первых, я не знаю, как это называется, во-вторых, я его не замечаю, я всегда на людях. Но это ткань моей жизни, основа моих мыслей, уток моих радостей» [3]. Некоторые же ученые считают, что понятия одиночество , изоляция , от- чуждение и уединение синонимичны. Если говорить об одиночестве в вирту- альном пространстве , важно заметить, что виртуальные взаимодействия часто остаются поверхностными, что может усугублять чувство изоляции , кроме того, при общении онлайн, ту или иную реакцию человека можно отследить только при помощи знаков и символов, исключая прямой контакт «глаза в глаза» [2], что приводит к утрате чувства эмпатии, а при взаимодействии с людьми в ре- альной жизни порождает чувство одиночества . Если говорить о механизме поиска себя в виртуальном пространстве , то можно выделить несколько ключевых аспектов. Во-первых, анонимность дает молодому человеку чувство свободы и безнаказанности: появляется возмож- ность экспериментировать над собственной идентичностью , добавлять или убирать качества, определяющие личность. Например, возможность выдавать себя за другого человека, либо же вообще создать нового, существующего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=