Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
255 А. С. Шадрина Факультет естественных наук, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. П. Маркова АНАЛИЗ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГИГИЕНЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ Здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики. С ним напрямую связана гигиеническая грамот- ность школьников – знание и соблюдение правил и нормативов, навыки здоро- вого образа жизни. Нарушение правил гигиены влечёт за собой заболевания пищеварительной и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, орга- нов слуха и зрения, распространение инфекций, повышенную утомляемость и низкую работоспособность, снижение иммунитета. Поэтому одной из важ- нейших задач, стоящих сегодня перед системой образования, является санитар- но-гигиеническое воспитание, то есть изучение и закрепление у школьников полезных здоровьесберегающих навыков [1; 2]. Мы провели исследование уровня гигиенической подготовленности школьников до и после изучения курса «Человек и его здоровье», чтобы оце- нить вклад школьного образования в формирование гигиенических знаний и навыков. Материалы нашего исследования могут использоваться в практике учителей биологии среднего звена. Базой проведения исследования стали учреждения г. Тулы: МБОУ «ЦО № 45 имени Героя Советского Союза Н. А. Прибылова» и МБОУ «Центр образо- вания № 42». В исследовании приняли участие по 50 школьников 8-х и 10-х клас- сов (до и после изучения раздела программы по биологии «Человек и его здо- ровье» соответственно). Для диагностики уровня гигиенической подготовленности школьников была разработана «Анкета для определения гигиенической подготовленности ученика», которая включала 6 разделов: «Личная гигиена», «Гигиена жилища», «Режим дня», «Укрепление здоровья и закаливание», «Социальная гигиена», «Гигиена питания» [3]. Каждый раздел содержал 10 вопросов. Ответы школьни- ков касались знания того или иного гигиенического требования (знаю – не знаю) и его выполнения: всегда, не всегда, очень редко, никогда. Ответы школьников оценивались в баллах согласно разработанным критериям по шкале неудовлетво- рительный / удовлетворительный / хороший / отличный уровень знаний. На основании диагностики можно утверждать, что школьники 10-го класса показали более высокий уровень знаний по гигиене и профилактике заболева- ний по сравнению со школьниками 8-го класса. Хорошо осведомлены о личной гигиене и умеют применять имеющиеся знания на практике 16 % восьмиклассников и 30 % десятиклассников. Высо- кая осведомленность о гигиене жилища прослеживается у 30 % школьников 10 класса и 18 % восьмиклассников. Эти учащиеся соблюдают режим провет-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=