Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
220 М. А. Файзулова Факультет физической культуры, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Куликова ПРИМЕНЕНИЕ «СУХОГО ПЛАВАНИЯ» НА ЗАНЯТИЯХ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Плавание является уникальным видом физических упражнений и наиболее массовым видом спорта в нашей стране. Особенность занятий плаванием связа- на с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиениче- ски-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность. Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков, именно поэтому оно входит в содержание программ физического воспитания учащихся дошкольного и младшего школьного возраста. Несмотря на это, дан- ные научных исследований свидетельствуют о низком проценте детей младше- го школьного возраста, умеющих плавать [4]. Изучение методических материалов и программ позволяет утверждать, что основу обучения плаванию на начальных этапах составляют плавательные движе- ния в воде [1, 2, 3, 5]. Анализ практического опыта работы тренеров по плаванию свидетельствует о возможности применения в процессе занятий не только упраж- нений в воде, но и на суше. Специалисты отмечают, что упражнения на суше яв- ляются особенно эффективными на этапе начального обучения юных пловцов. В результате опроса тренеров по плаванию, было выявлено, что 80 % ре- спондентов считают применение «сухого плавания» эффективным и обязатель- ным средством тренировки юных пловцов; 10 % тренеров выделяют «сухое пла- вание» как эффективное средство, но только на учебно-тренировочных этапах подготовки, когда происходит закрепление и совершенствование умений и на- выков; оставшиеся 10 % респондентов не применяют «сухое плавание» в трени- ровочном процессе, так как основное внимание уделяют упражнениям в воде. Возросшая популярность сухого плавания среди тренеров обуславливает необходимость более пристального внимания к данному средству обучению. С целью изучения возможностей применения «сухого плавания» на этапе на- чального обучения младших школьников нами был проведено исследование. Поскольку основополагающим понятием нашего исследования было «су- хое плавание», то необходимо раскрыть его содержание. «Сухое плавание», по мнению Булгаковой Н. Ж., «представляет собой имитационные упражнения на суше, которые сходны по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде, способствует более быстрому и качественному освоению техники пла- вания» [1]. Например, для освоения движения ног в кроле на груди и спине применяют упражнения лежа на животе или спине с попеременными движени- ями ногами над полом; сидя на стуле выполнение таких же попеременных дви- жений ногами над матом. Для оценки эффективности «сухого плавания» нами было проведено ис- следование на двух группах пловцов младшего школьного возраста, которые не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=