Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

219 Развитие социокультурной компетенции невозможно без формирования образа стран изучаемого языка. Образ страны строится на основе представлений о гео- графии, культуре, истории, норм общения определённой страны. Изучив общие положения о топонимической лексике, мы убедились, что в её основе лежат географические, культурные, исторические особенности, и её изучение спо- собствует развитию социкультурной компетенции, и её культурологического компонента в частности. Рассмотрев УМК «Немецкий язык. 10 класс» И. Л. Бим и М. А. Лытаевой, мы выяснили, что работа с топонимической лексикой чаще всего ведётся на рецептивном уровне. Тем не менее, авторы УМК включили целый модуль, посвящённый страноведению ФРГ, где работа с топонимической лексикой представлена работой с картографическим материалом, лексико- грамматическими упражнениями, речевыми упражнениями. Однако, мы об- наружили недостаток упражнений на развитие умения диалогической и пись- менной речи и отметили неравномерное распределение топонимических ЛЕ в учебнике. Литература 1. Басик С. Н. Общая топонимика : учеб. пособие для студентов географи- ческого факультета. Минск : БГУ, 2006. 200 с. 2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата со- временного образования // КиберЛенинка : научная электронная библиотека. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye–kompetentsii–novaya– paradigma–rezultata–obrazovaniya/viewer (дата обращения: 18.04.2025). 3. Байдикова Н. Л. Методологическая типология рецептивной иноязычной лексики и ее практическая значимость // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2022. № 204. С. 44–53. 4. Карабулатова И. С. Топонимический код в сознании современного носи- теля русского языка // Русский язык: Исторические судьбы и современность : II Междунар. конгресс исследователей русского языка / под ред. О. В. Дедова. М. : Изд-во МГУ, 2004. С. 575–576. 5. Никонов В. А. Введение в топонимику. М. : Наука, 1965. 180 с. 6. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теоретиче- ское и практическое преподавание языков). СПб. : Златоуст, 1999. 334 c. 7. Бим И. Л. Немецкий язык : 10-й класс: базовый уровень : учеб. М. : Про- свещение, 2023. 191[1] c. 8. Муравьева Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2011. № 9. С. 136–143. 9. Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М. : Мысль, 1974. 382 c. 10. Федеральная рабочая программа среднего общего образования «Иност- ранный (немецкий) язык (Базовый уровень) // Единое содержание общего обра- зования. 2024. URL: https://edsoo.ru/wp–content/uploads/2023/09/frp–nemeczkij– yazyk_10–11_baza.pdf (дата обращения: 18.04.2025).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=