Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
218 Beethovendenkmal, das Bonner Münster и др.), хоронимы (Thüringen, Rheinland- Pfalz, Sachsen, Sachsen-Anhalt и др.). В большинстве модулей топонимические ЛЕ встречаются в текстах для чтения и аудирования в контексте места жительства рассказчика или проведе- ния какого-либо мероприятия. Исключением является восьмой модуль учебника, который посвящен пол- ностью страноведению ФРГ, и в нём топонимическая лексика вынесена на страницу Aktiver Wortschatz, что подразумевает более глубокую работу с дан- ными лексическими единицами. Рассмотрим его подробнее. В данном модуле учащиеся активно работают с картографическим матери- алом, что, на наш взгляд, является преимуществом, так как он служит инстру- ментом дополнительной наглядности для учащихся. Используя картографиче- ский материал, они могут изучить не только саму топонимическую лексику, но и сопоставить её с определённым местом со своими географическими особен- ностями: рельефом, климатом, ближайшими соседями. В модуле распространены задания, направленные на развитие умения ознакомительного чтения, где учащимся нужно соотнести заголовки (названия достопримечательностей ФРГ) или фотографии с текстом. Стоит отметить, что страноведческие тексты представлены здесь, в основном, в публицистическом стиле, так как они схожи со статьями в журналах о путешествиях. После страноведческих текстов встречаются также упражнения как описа- ние достопримечательности на основе прочитанного текста, то есть в данных упражнениях учащиеся используют топонимическую лексику в речи. Данный тип упражнений относится к типу речевых упражнений. В модуле также представлены задания на развитие монологической речи, которые сочетают в себе элементы проектной деятельности. Учащимся предла- гается представить монолог-выступление с использованием презентации PowerPoint об достопримечательностях ФРГ. Данный тип упражнения относит- ся к типу речевых упражнений. Такое задание требует от учащегося самостоя- тельности в изучении темы и глубокой работы со страноведческим материалом, что ведет к развитию социокультурной компетенции. Также в модуле представлены лексико-грамматические упражнения на подстановку топонимических ЛЕ или подчинительных союзов, что соответсву- ет учебному материалу и тематике модуля. В модуле не хватает, по нашему мнению, заданий, направленных на разви- тие диалогической и письменной речи, которые могли бы органично вписаться в тематику модуля. В целом, работа с топонимической лексикой в УМК представлена нерав- номерно. Также на наш взгляд, в учебнике недостаточно упражнений для клас- сификации топонимической лексики по классам, что могло бы способствовать формированию более целостностного образа Германии у учащихся. Таким образом, учителю стоит дополнять уроки немецкого языка задания- ми с использованием топонимической лексики, чтобы развивать в учащихся культурологический аспект социокультурной компетенции. Проведённое исследование помогло нам выявить роль топонимической лексики в формировании социокультурной компетенции старшей школьников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=