Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
216 жениях в различных областях (наука, искусство, медицина), о политическом строе, о национальной кухне. Страноведческие знания являются определенной степенью осведомленности о социокультурном контексте, в котором использу- ется данный иностранный язык. В данном исследовании мы сосредоточимся на изучении такого пласта лексики немецкого языка как топонимы. Топонимы, в самом общем смысле, представляют собой «всякое собственное географическое название» [Мурзаев, 1974, с. 25]. В. А. Никонов в своей трактовке делает акцент и на историческом компоненте топонима, называя его «историей, выраженной посредством язы- ка» [Никонов, 1965, с. 11]. Также топонимы можно рассматривать с когни- тивно-лингвистической и культурологической точек зрения, как это делает И. С. Карабулатова в своих исследованиях. Таким образом, топонимы являются результатом мыслительного процесса и являются знаком, которые создают об- раз отражаемого объекта в сознании народа. Кроме того, топонимы содержат культурный код [см. Карабулатова, 2004, с. 575–576]. Топонимы отражают куль- турные, исторические и социальные аспекты общества, в котором они исполь- зуются, и служат знаком, указывающим на взаимосвязь между людьми и их территорией. Топонимам свойственна постоянность формы, поэтому они проч- но закрепляются в картине мира человека. Так как в класс топонимов объединены названия различных географиче- ских объектов, их принято делить на классы. В данном исследовании мы при- держивались классификации, предложенной С. Н. Басиком, которая основана на географическом принципе. Согласно данной классификации топонимы де- лятся на девять классов: оронимы (собственные названия форм рельефа), гид- ронимы (собственные названия водных объектов), дромонимы (собственные названия любых видов сообщения), дримонимы (названия лесов, парков, рощ), агронимы (названия пастбищ и пахотных угодий), ойконимы (собственные названия населённых пунктов), урбанонимы (названия внутригородских терри- торий и объектов), гелонимы (собственные названия болот), хоронимы (соб- ственные названия любых значительных территорий) [Басик, 2006, с. 18–21] . Таким образом, топонимы основаны на географических, исторических и культурных особенностях страны. Рассмотрим подробнее один из действующих УМК по предмету «Немец- кий язык» для 10 класса средней общеобразовательной школы «Немецкий язык. 10 класс» авторов И. Л. Бим и М. А. Лытаевой и то, какое место в нём занима- ет изучение топонимической лексики немецкого языка. Основным компонен- том данного УМК является учебник. Учебник состоит из девяти тематиче- ских модулей, на которое отведено 9–14 уроков. Первая страница каждого мо- дуля содержит название, цели, содержание, информацию о страноведческих аспектах, основные стратегии обучения и грамматический материал для изу- чения и закрепления. Активная лексика вынесена на отдельную страницу пе- ред первым уроком. Последние два урока модуля отведены на повторение всего лексико-грамматического материала. Учебник также включает раздел для подготовки к государственной итоговой аттестации с заданиями в формате единого государственного экзамена. В конце учебника представлен граммати-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=