Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

215 тие социокультурной компетенции является неотъемлимой частью основной цели обучения иностранным языкам в школе. По нашему мнению, изучение то- понимической лексики обладает потенциалом развития социокультурной ком- петенции учащихся 10 классов и способствует формированию более чёткого представления о странах изучаемого языка. Целью данного исследования является определение эффективности ис- пользования топонимического материала в развитии социокультурной компе- тенции у учащихся 10 классов средней школы. Объектом исследования в данной статье является упражнения, использую- щие топонимический лексический материал, в действующем УМК по немецкому языку (базового уровня) в 10 классе средней общеобразовательной школы. В соответствии с целью и объектом исследования были сформулированы следующие задачи: 1) изучить теоретический материал по проблеме определения социокуль- турной компетенции и её компонентов; 2) рассмотреть общие положения, касающихся топонимической лексики; 3) проанализировать действующий УМК по немецкому языку на частот- ность употребления топонимических лексических единиц; 4) проанализировать действующий УМК по немецкому языку с целью вы- явления роли упражнений, направленных на развитие социокультурной ком- петенции. В «Словаре методических терминов (теоретическое и практическое препо- давание языков)» Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин определяют социокультурную компетенцию как «совокупность знаний о стране изучаемого языка, нацио- нально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и сте- реотипам поведения носителей языка» [Азимов, Щукин, 1999, с. 275]. Исследователями были предложены различные модели социокультурной компетенции, которые призваны систематизировать многообразные аспекты, которые она затрагивает. В данном исследовании мы придерживались струк- турно-содержательной модели, которую разработала М. Г. Муравьёва. Соглас- но данной модели социокультурная компетенция состоит из четырёх компонен- тов (субкомпетенций): лингвистическая, культурологическая, социологическая и социально-психологическая [Муравьёва, 2011, с. 136–143]. Для данного иссле- дования наибольший интерес представляет культурологическая субкомпетен- ция. Культурологическая компетенция предполагает знание традиций, обычаев народа изучаемого языка; она также объединяет географические названия, национальные парки и природные заповедники, расположенные на территории страны изучаемого языка, праздники, известных людей, внесших вклад в разви- тие страны, художественные произведения и литературных героев, игры и иг- рушки, популярные издания (газеты, журналы), теле- и радиопередачи. Учащи- еся должны в полной мере обладать сведениями о национальном характере, об особенностях повседневной жизни, об уровне благосостояния населения, об ос- новных ценностях и типичных для членов данного общества оценках, о дости-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=