Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

214 Е. М. Тышкевич Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – О. А. Никитина РОЛЬ ТОПОНИМИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ В РАЗВИТИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (на материале УМК «Немецкий язык. 10-й класс» И. Л. Бим, М. А. Лытаевой) В Примерной рабочей программе по предмету «Иностранный (немецкий) язык (базовый уровень) основной целью обучения немецкому языку в 10–11 клас- сах средней школы провозглашено развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Традиционно в отечественной методике обу- чения иностранным языкам, под коммуникативной компетенцией подразумева- ется «способность решать средствами иностранного языка актуальные для об- щества задачи из бытовой, учебной, производственной, научной и культурной жизни, что позволяет в условиях прямого или опосредованного контакта с ино- язычным собеседником решать задачи взаимопонимания и взаимодействия в соответствии с нормами и традициями культуры носителя конкретного ино- странного языка, организуя иноязычную речевую деятельность в ее продуктив- ных и рецептивных видах» [Зимняя, 2006]. Коммуникативная компетенция многогранна и её развитие обычно включает в себя четыре аспекта: речевую, языковую, социокультурную и компенсаторную компетенции. Для нашего исследования наибольший интерес представляет развитие со- циокультурной компетенции в старшей школе. Вопросом места социокультур- ной компетенции в изучении иностранного языка до сих пор остаётся актуаль- ным в методике обучения иностранному языку, так как в современном много- полярном и поликультурном мире, где стратегическое взаимодействие госу- дарств является нормой, владение иноязычной социокультурной компетенцией позволяет добиться большего взаимопонимания с представителями другой культуры, что ведёт к более эффективному сотрудничеству. Поэтому, по наше- му мнению, очень важно развивать социокультурную компетенцию у учащихся 10–11 классов, которые задумываются над профессиональным самоопределе- нием и строят планы на свою дальнейшую жизнь. Кроме того, социокультурная компетенция, на наш взгляд, позволяет учащимся сформировать своё мировоз- зрение путём изучения традиций, быта, истории, менталитета стран изучаемого языка и сравнения их с родной культурой. Таким образом, была сформирована тема исследования: роль топоними- ческой лексики в развитии социокультурной компетенции старшеклассников на уроках немецкого языка (на материале УМК «Немецкий язык. 10 класс» И. Л. Бим, М. А. Лытаевой). Актуальность исследования обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в которых разви-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=