Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
207 И. В. Сухинина Институт детства, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева КИБЕРБУЛЛИНГ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ПРИЧИНЫ, ПОCЛЕДСТВИЯ, ПРОФИЛАКТИКА Кибербуллинг предстает одной из самых острых социальных проблем со- временности, особенно в молодежной среде. С развитием цифровых техноло- гий и ростом популярности социальных сетей агрессия, которая раньше огра- ничивалась школьными коридорами или улицами, переместилась в онлайн- пространство: оскорбительные сообщения, распространение ложной информа- ции, травля в групповых чатах, публичные унижений и проч. Последствия ки- бербулинга могут быть крайне разрушительными, приводя к психологическим травмам, депрессии и даже суицидальным мыслям у жертв. Понятие «кибербуллинг» (от англ. cyberbullying) впервые ввел канадский педагог и активист Билл Белси (Bill Belsey) в начале 2000-х годов. Он опреде- лил его как использование цифровых технологий для преднамеренного, повто- ряющегося и враждебного поведения с целью причинения вреда другим людям. Белси также создал один из первых образовательных сайтов, посвященных проблеме кибербуллинга – «Bullying.org», где начал систематизировать данные о травле в интернете и предлагать методы борьбы с ней [6]. История развития феномена кибербуллинга тесно связана с развитием ин- тернета и социальных сетей. В 1990-е годы, с распространением электронной почты и чатов, появились первые случаи онлайн-агрессии, однако массовый ха- рактер она приобрела в середине 2000-х, когда стали популярными онлайн- платформы. Одним из первых резонансных случаев кибербуллинга стало дело Райана Халлигана (2003), подростка из США, покончившего с собой из-за трав- ли в интернете. Этот и другие трагические случаи привлекли внимание общест- венности и исследователей к проблеме онлайн-агрессии. Одним из основных катализаторов усугубления кибербуллинга в молодеж- ной среде служит легкая доступность цифровых инструментов и социальных платформ. Современное поколение активно осваивает просторы интернета с раннего возраста, при этом не всегда обладает необходимым уровнем цифро- вой грамотности для критичного анализа информации и своих действий. Со- гласно исследованию Pew Research Center (2022), примерно 95 % американских подростков имеют в распоряжении смартфон, а 45 % признаются в практически непрерывном пребывании онлайн, что повышает вероятность их участия в ки- бербуллинге как в роли агрессора, так и жертвы [7]. Важно отметить, что анонимность, предоставляемая интернетом, играет су- щественную роль в распространении кибербуллинга. Возможность скрыть свою личность уменьшает чувство ответственности и эмпатии, побуждая к более жес- токому поведению. Многие подростки, участвующие в травле, в обычной жизни не склонны к агрессии, но в сети, под псевдонимами, ощущают безнаказанность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=