Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
19 З. А. Бурыкина Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. А. Богатов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Усвоение лексики является ключевым компонентом успешного изучения иностранного языка. Однако сложность заключается не только в изучении но- вых слов, но и в их активном закреплении и использовании. В данной статье рассматривается роль коммуникативных упражнений в закреплении лексики, освещаются теоретические основы и практическое применение в обучении иностранным языкам. В заключении статьи приводятся методические рекомен- дации по реализации коммуникативно-ориентированной лексической практики в учебном процессе. Лексическая компетенция признана одним из центральных компонентов коммуникативной компетенции при овладении иностранным языком. В совре- менном языковом образовании переход от пассивного владения лексикой к ее активному использованию в реальных коммуникативных ситуациях является важнейшей задачей. Коммуникативные упражнения служат эффективным ин- струментом для достижения этой цели, поскольку они способствуют осмыс- ленному взаимодействию и контекстуальному использованию языка. Согласно Е. М. Верещагину и В. Г. Костомарову, процесс овладения лексикой неотделим от контекста, в котором функционирует слово. Концепция «лингвокультурной компетенции» подчеркивает культурные и прагматические аспекты употребле- ния слов, которые могут быть эффективно развиты с помощью коммуникатив- ных заданий [1]. С. Г. Тер-Минасова подчеркивает важность психологического аспекта изучения языка, утверждая, что лексика становится частью активного лексикона учащегося только тогда, когда она эмоционально и личностно зна- чима [3]. Это подтверждает идею о том, что коммуникативные задания, пред- полагающие персонализацию и соответствие реальной жизни, более эффектив- ны, чем «механические» упражнения. Зарубежные исследователи, такие как М. Льюис, сторонник лексического подхода, выступают за обучение лексике в виде фрагментов и словосочетаний, которые могут быть естественно закреп- лены в ходе диалога, ролевых игр и других форм взаимодействия [4]. Необхо- димы рецептивная и продуктивная практики для глубокого усвоения лексики. Учащимся необходимо сталкиваться со словами в различных коммуникативных контекстах [5]. Коммуникативные упражнения характеризуются осмысленным взаимо- действием, целенаправленным использованием языка и часто информационным пробелом, который учащиеся должны преодолеть. Эти упражнения побуждают учащихся извлекать и использовать лексические единицы в спонтанных кон- текстах, способствуют автоматизму. Н. Д. Гальскова подчеркивает необходи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=