Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

189 И. М. Самойлова, П. С. Самошкина Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Мартьянова ПАТРИОТИЗМ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Актуальность нашей темы обусловлена необходимостью формирования патриотического сознания молодежи в условиях ценностных трансформаций и геополитических вызовов. В современной России эта проблема приобретает особую значимость в связи с кризисом традиционных ориентиров и усилением информационного давления. Цель исследования: анализ патриотизма как системообразующего эле- мента духовно-нравственного воспитания. Задачи исследования: выявление эффективных методов формирования патриотического сознания; разработка рекомендаций по совершенствованию системы патриотического воспитания с учетом современных вызовов. Объект исследования: система патриотического воспитания молодежи в современной России. Предмет исследования: трансформация патриотизма как духовно-нравственной ценности в условиях современных социокультурных изменений. Современное российское общество переживает кризис духовно-нравствен- ных ценностей, что особенно остро проявляется в молодежной среде. История российского патриотизма уходит корнями в глубокое прошлое, формируясь под влиянием ключевых исторических событий и культурных традиций. В разные периоды подходы к воспитанию патриотизма менялись, отражая социально- политические реалии времени. Сравнительный анализ культурных традиций показывает, что в западных странах патриотизм часто ассоциируется с гражданской активностью и крити- ческим отношением к власти, тогда как в русской философской мысли, по мне- нию И. А. Ильина, он тесно связан с духовными ценностями – жертвенностью, соборностью, служением. Эти различия важно учитывать при разработке со- временных воспитательных методик, избегая как механического заимствования зарубежных моделей, так и бездумного воспроизведения советских схем. Сегодня патриотическое воспитание переживает этап переосмысления, что обусловлено глобализацией, цифровизацией и трансформацией системы цен- ностей у молодежи. Если раньше оно нередко сводилось к формальным меро- приятиям, то теперь перед педагогами стоит более сложная задача – сформиро- вать у подрастающего поколения осознанную, а не навязанную связь с Роди- ной. Эта связь должна базироваться на личном выборе, критическом осмысле- нии истории и культуры, а также на активном участии в жизни общества. Современное патриотическое сознание включает три ключевых компонен- та: когнитивный (знание истории, культуры, понимание места России в мире), эмоционально-ценностный (чувство принадлежности, гордости, ответственно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=