Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
179 К. Н. Самарина, В. С. Аврутина Факультет иностранных языков, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Бойко ЯЗЫК КАК ИНСТРУМЕНТ САМОВЫРАЖЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ. ЯЗЫКОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И ЯЗЫКОВОЙ ПРЕСТИЖ Язык – важный аспект человеческого общения, он позволяет выражать свои мысли, идеи и чувства, он же влияет в формировании нашего восприятия и идентичности. В определённой мере язык – это средство становления личности в обществе и её выражению. В современном мире человек стремится к успеш- ному межличностному взаимодействию. Данное актуально во всех сферах жиз- ни, в зависимости от этого появляется вопрос какие факторы влияют на пра- вильную презентацию себя окружающим. Большую роль в этом играют инди- видуальные характеристики человека, в том числе и его речевое поведение, ко- торое позволяет проявить себя, а другим идентифицировать его. Наличие дан- ных черт привело к появлению в научном сообществе таких терминов как язы- ковая картина мира и языковая личность. «Языковая картина мира –истори- чески сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и от- ражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира» [1]. Считается, что каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира. Например, у носите- лей немецкого языка или финского аналитическое мышление более развито, а производительность рабочей памяти лучше, как раз из-за наличия сложных грамматических правил и флексий. Языки с более простой структурой такие как английский и китайский способствуют дивергентному мышлению и твор- честву, потому что не связаны столь прочно с количеством грамматических ограничений. Языковая личность – совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: 1) степенью структурно-языковой сложности; 2) точностью и глубиной воспроизведения действительности; 3) целевой на- правленностью [2]. Структура языковой личности состоит из трёх уровней: а) когнитивный, включающий в себя понятия, идеи и концепты; б) вербально- семантический, владение языком; 3) прагматический, то есть включающий в себя цели, установки, мотивы, интенциональность. Это позволяет сделать вывод, что связь языка и самовыражения является очень прочной, не только из-за структуры языка и его сложности. Некоторые языки не имеют некоторых понятий, что может ограничивать понимание людей между собой, так в японском языке есть слово kintsukuroi – искусство починки разбитых вещей посредством лака, который смешан с золотистым, серебряным или платиновым порошком, может использоваться как в прямом, так и в пере- носном смыслах, то есть различия на уровне идей: в сравнении с русским язы- ком, концепты красоты и идеала различаются. У японского же языка нет поня-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=