Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
175 ступ к различным электронным ресурсам, онлайн-библиотекам, публикациям пользователей. Это очень упрощает возможность заимствования чужих работ. При этом часто заимствование носит недобросовестных характер, многие про- сто не указывают источники, откуда была взята та или иная информация. В ис- следовании Шмелёвой Е. В. показано, что 50 % студентов, обучающихся в рос- сийских высших учебных заведениях признаются в списывании и использова- нии чужих работ без указания авторства [5]. Подобная практика встречается не только среди студентов, но и среди представителей работников вузов, что пока- зывает системную природу данной проблемы, которая очевидно требует ком- плексного подхода в обучении цифровой этике. Анализ проблем цифровой этики в сфере образования показал, что перед современным обществом стоит необходимость не только технического, но в первую очередь ценностного переосмысления процессов цифровизации обра- зования. В центре внимания должны быть достоинство и защита личности, обеспечения равенства в возможности получения полноценного образования, а также защита интеллектуальной собственности. Важно, чтобы все участники образовательного процесса осознанно относились к цифровой среде, и форми- ровали её справедливой и безопасной. Литература 1. Авдеева И. А. Этические аспекты организации коммуникативного прост- ранства в онлайн-образовании // Философия и общество. 2021. № 99. С. 81–90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-aspekty-organizatsii-kommunikativnogo- prostranstva-v-onlayn-obrazovanii (дата обращения: 27.04.2025). 2. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней : аналитический доклад / Н. Б. Шугаль [и др.]. М. : НИУ ВШЭ, 2023. 164 с. 3. Половина российских учителей уверены, что их ученики не сталкиваются с кибербуллингом – но 31 % школьников регулярно встречается с травлей в сети // Учи.ру : образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и учи- телей. URL: https://lp.uchi.ru/news/tpost/x322eryin1-polovina-rossiiskih-uchitelei- uvereni-ch (дата обращения: 27.04.2025). 4. Горошко А. А., Савва Л. И. Цифровая этика и этические ориентиры подготовки будущих педагогов в цифровой образовательной среде // Пет- ровские образовательные чтения. Магнитогорск, 2024. URL: https://petrovskie- chteniya.ru/articles/tsifrovaya-etika-i-eticheskie-orientiry-podgotovki-budushchikh- pedagogov-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-/ (дата обращения: 27.04.2025). 5. Шмелева Е. Д. Академическое мошенничество среди студентов россий- ских вузов: масштаб и факторы : дис. ... канд. пед. наук. М., 2021. 157 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=