Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
173 С. В. Родненок, П. С. Шишова Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Мартьянова ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Актуальность данной статьи определяется тем, что цифровизация образо- вания – один из ключевых факторов трансформации современного образова- тельного процесса. Однако с развитием цифровых технологий в образователь- ной среде возникают новые этические вызовы, которые требуют пересмотра существующих подходов и норм. В условиях быстрых изменений в технологиях и образовательной практи- ке, во многом связанных с пандемией COVID-19, важно не только адаптировать технические инструменты, но и переосмыслить ценности и моральные принци- пы, лежащие в основе образовательного процесса. Исследование этических ас- пектов цифровизации необходимо для обеспечения гармоничного развития об- разовательных систем, защиты прав участников процесса и формирования от- ветственной цифровой среды. Объект исследования: цифровизация образования. Предмет исследования: этические проблемы цифровизации образования Задачи исследования: определить основные этические вызовы цифрови- зации образования; исследовать проблемы обеспечения конфиденциальности персональных данных обучающихся; выявить проявления цифрового неравен- ства и оценить его влияние на доступ к образованию; проанализировать фено- мен кибербуллинга в образовательной цифровой среде; рассмотреть дефицит цифровой компетентности среди участников образовательного процесса как этическую проблему; рассмотреть проблему плагиата. При разговоре об этике в образовании в первую очередь имеют в виду ба- зовые этические принципы, которые находятся в основе системы образования в её традиционном варианте, а также те этические принципы, которые зафикси- рованы в этических кодексах образовательных организаций. Сюда же относят и профессиональную этику педагога. Сама этика – нормативная наука и фило- софская дисциплина, исследующая нравственность и моральные принципы, лежащие в основе поведения людей. То есть этика – учение о морали, нравст- венности и нормах поведения. В контексте цифровизации образования особую актуальность приобретает такое понятие как цифровая этика. Это дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие с развитием и применением информационных технологий. Во времена COVID-19, в условиях карантина, информационные техноло- гии стали неотъемлемой часть образования. Это повлекло за собой повышение значимости вопросов цифровой этики на все последующие года. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс основывается как на уже су- ществующих в традиционной системе этических проблем, так и привносит но- вые, связанных непосредственно с дистанционными технологиями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=