Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
167 П. М. Полынкина Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ФЕНОМЕН ИЛЛЮЗИИ В УЧЕНИИ Ж.-П. САРТРА: СВЯЗИ С СОВРЕМЕННОЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИЕЙ Иллюзия – это восприятие или представление о реальности, которое не со- ответствует действительности. В философии иллюзия может относиться к за- блуждениям, которые формируются в сознании человека, и могут касаться как внешнего мира, так и внутренних переживаний [5]. В экзистенциализме иллю- зии рассматриваются как способ бегства от свободы. Так, Ж.-П. Сартр рассмат- ривает иллюзии как форму самообмана, т. е. попытку избежать тревоги, кото- рая связана с осознанием абсолютной свободы и ответственности. В этом кон- тексте иллюзии становятся способом уклонения от аутентичного существова- ния: «То, чем я являюсь в действительности, и есть моя трансцендентность; я себя избегаю, я ускользаю от себя (там же)» [2]. Сознание своей свободы мо- жет быть подавляющим, поскольку оно влечет за собой необходимость прини- мать решения и нести за них ответственность. Иллюзии могут служить спосо- бом уклонения от этой свободы. Например, вера в предопределенность или в силу внешних обстоятельств может облегчить бремя выбора и ответствен- ности, позволяя человеку чувствовать себя менее уязвимым. В произведении «Тошнота» Сартр рассматривает иллюзии как защиту от экзистенциальной тревоги. Иллюзия «совершенных мгновений» раскрывает- ся в действиях героини романа Анни, которая гналась за совершенством, наде- ясь на театр, но как только она попала в него, поняла, что это иллюзия. А также обман или иллюзия живого восприятия предметов проявляется тогда, когда главный герой Антуан Рокантен приходит к пониманию, что «предметы ничем друг от друга не отличаются, например, его рука вполне может быть крабом, шевелящим лапками, а красная скамейка трамвая – издохшим ослом» [3]. Стоит отметить, что идеи Сартра об иллюзиях и самообмане находят свое отражение в современной экзистенциальной философии, особенно в рамках «виртуального экзистенциализма» понимание Сартра обретают новые смыслы и получают развитие. Например, Д. Велла и С. Гуалени предлагают рассматри- вать виртуальные миры с позиций проектуальности, а не только с позиций субъективности [7]. С этой точки зрения свобода позволяет построить соб- ственный проект в виртуальном мире, независимо от того, нарушает ли игрок правила игры или соблюдает. Также, австралийский философ Д. Чалмерс в ра- боте «Реальность с плюсом: Виртуальные миры и вопросы философии» рас- сматривает проблемы виртуалистики в фокусе экзистенциальной философии. Он поддерживает заключение Сартра о том, что личность ставит под удар свою экзистенциальную свободу, не выходя за рамки предопределенного сценария игры, становясь жертвой самообмана [6].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=