Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
165 принятыми и универсальными. Более того, некоторые из них можно встретить даже в наши дни. Тем не менее, эта песня богата на описания преимущественно скандинавского уклада жизни и, соответственно, тех идеалов, которые сейчас могут показаться бесполезными и даже противоречащими пониманию норм по- ведения современным человеком. В качестве такого примера можно привести строфы 38 и 42: «Муж не должен хотя бы на миг отходить от оружья; ибо как знать, когда на пути копье пригодится». «Надобно в дружбе верным быть другу, одарять за подарки; смехом на смех пристойно ответить и обманом – на ложь». Данные строки показывают не только природную осторожность викингов, обусловленную суровыми условиями их быта и культуры, но и демонстрируют нормализацию и поощрение мести «глаз за глаз», что было довольно частым явлением у языческих народов. Даже такая тема, как поиск мудрости и знания, неразрывно связана с эти- ческими особенностями северян. Примером может послужить «Речи Мудрого», самая длинная песнь цикла, которая представляет собой не столько миф, сколь- ко житейские наставления и некую формулировку житейской мудрости. Поми- мо устава, по которому, в понимании древних скандинавов, следует жить чело- веку, в тексте можно увидеть порицание самохвальства и фанфаронства. Хоро- шо иллюстрирует это 6 строфа: «Умом пред людьми похваляться не надо – скрывать его стоит; если мудрец будет молчать – не грозит ему горе, ибо нет на земле надежнее друга, чем мудрость житейская». Еще одним из важных аспектов скандинавских мифов являются паттерны поведения и взаимоотношения между богами, которые раскрываются в песнях Эдды при помощи диалогов или монологов. Наличие персонажей с разными характерами служит не только для интересного сюжета, но и для отражения ценностных ориентиров северных народов. Так, например, бог Тор, представ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=