Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
161 5. Религиозный эсхатологизм в современных концепциях. Нью-милленаризм – ожидание «Тысячелетнего царства» в новых религи- озных движениях, прежде всего, неопротестантского толка, например: 1) Дис- пенсационализм (особенно в американском евангелизме) – вера в буквальное исполнение библейских пророчеств, включая Восхищение Церкви, Антихриста и Армагеддон. Популяризован через книги вроде «Left Behind» и проповеди те- леевангелистов. 2) Неохаризматические движения (например, New Apostolic Reformation, NAR) – акцент на «духовной войне» с силами зла перед концом времён, вера в прямое откровение о грядущих катастрофах. 3) Кибер- милленаризм – синтез цифровых технологий и апокалиптики. 4) Нью-эйдж и эзотерика – идеи «квантового перехода», вознесения в 5D. Отдельно стоит разобрать концепцию Славоя Жижека о «перманентной апокалиптичности» как ключевой характеристики современного сознания, ко- торая относится сразу к нескольким из перечисленных современных эсхатоло- гических направлений. В отличие от классических эсхатологических представ- лений, где конец света и идея завершения истории мыслился как четко локали- зованное во времени событие, сегодня апокалипсис превратился в постоянный фон существования [6, с. 134–138]. Концепция Жижека показывает, что современный апокалипсис – это не событие, которое должно произойти, а уже наступившее состояние, в котором мы научились комфортно существовать. Это и есть главный парадокс «перма- нентной апокалиптичности»: конец света уже здесь, но мы продолжаем жить так, будто его никогда не будет [6, с. 147–151]. Таким образом, современный эсхатологизм имеет ряд особенностей: 1) се- куляризация страха – апокалипсис без Бога, угрозы антропогены; 2) глобаль- ность – кризисы воспринимаются как общепланетарные; 3) конфликт оптимиз- ма и фатализма – дискуссии, можно ли избежать коллапса; 4) гибридность – смешение науки, мифа и поп-культуры; 5) перформативность – эсхатологиче- ские нарративы влияют на реальность. В заключение стоит сказать, что эсхатологизм в современной мировоззре- нии перестал быть исключительно религиозной и философской концепцией, превратившись в важный элемент осмысления истории. Он отражает тревоги эпохи и служит инструментом критики глобальных процессов. В отличие от тра- диционных учений, современный эсхатологизм часто лишен надежды на спасе- ние, что делает его особенно актуальным в условиях нарастающих кризисов. Литература 1. Августин Блаженный. О граде Божьем / пер. с лат.; общ. ред. и сост. С. И. Еремеева. М. : АСТ, 2000. 1296 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/ (дата обращения: 15.04.2025). 2. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. 2-е изд. М. : Республика, 1994. 527 с. URL: https://imwerden.de/pdf/jaspers_smysl_i_naznachenie_ istorii_1991.pdf (дата обращения: 15.04.2025). 3. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М. Б. Ле- вина. М. : АСТ, 2007. 588 с. URL: https://geopolitikym.org/wp-content/uploads/ 2020/04/konec-istorii-i-posledniy-chelovek-fykyuama.pdf (дата обращения: 15.04.2025).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=