Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
160 2. Экологическая эсхатология. Климатический коллапс – концепция «конца света» и завершении истори- ческого процесса из-за глобального потепления, исчерпания ресурсов, массо- вых вымираний (движение ExtinctionRebelion). Геоинженерия как спасение или гибель – споры о преднамеренном изменении климата. Экологическая эсхато- логия как концепция оформилась во второй половине XX века, но ее истоки – в колониальной эксплуатации природы и первых предупреждениях (например, Джордж Перкинс Марш, «Человек и природа», 1864). В 1970-х доклад Римско- го клуба «Пределы роста» (1972) и работы Джеймса Лавлока о гипотезе Геи ввели идею планетарного коллапса. Современные дебаты о геоинженерии напоминают споры алхимиков, пытавшихся контролировать природу, но теперь ставки выше – речь идет о преднамеренном изменении климата как последнем средстве спасения. 3. Политико-социальная эсхатология. Фрэнсис Фукуяма в работе «Конец истории» (1989-1992) утверждал, что либеральная демократия стала конечной стадией политического развития после краха коммунизма. Он считал, что свободный рынок и демократические инс- титуты удовлетворяют базовые человеческие потребности в благосостоянии и признании [3, с. 56–58]. Однако современные вызовы – подъем авторитариз- ма, кризис либерализма на Западе и технологические революции – поставили под сомнение этот тезис [3, с. 421–423]. Хотя альтернативы демократии пока не предложено, история продолжается через внутренние кризисы системы. Кон- цепция «конца истории» остается важной, но требует переосмысления в новых условиях. Концепция «конца истории» восходит к Гегелю, но Фукуяма адапти- ровал ее под триумф либерализма после падения СССР (1989). Однако сама идея политического коллапса стара как мир: Платон предрекал гибель демокра- тии из-за тирании большинства, а Токвиль в XIX веке опасался «мягкого деспо- тизма». Кризис либерализма XXI века напоминает крах Римской республики – когда институты сохраняются, но их суть выхолащивается. Современный авто- ритаризм и популизм — это новая версия старого цикла: элита против толпы, только теперь с цифровыми технологиями. 4. Культурная и медийная эсхатология. Ж. Бодрийяр раскрывает «симуляцию апокалипсиса» как ключевой фено- мен цифровой эпохи, где катастрофа становится медийным продуктом. Медиа превращают апокалипсис в зрелище, размывая грань между реальной угрозой и ее представлением. В результате общество приобретает своеобразный «имму- нитет» – мы одновременно предчувствуем конец и перестаем в него верить. Главный парадокс современности: апокалипсис уже наступил, но только в фор- ме медийного спектакля [4, с. 47–52]. Симуляция апокалипсиса (Бодрийяр) имеет предшественников: от средневековых картин «Плясок смерти» до пропа- ганды Холодной войны, где ядерная угроза стала элементом массовой культу- ры. В XIX веке газеты сенсационно освещали катастрофы, но только с появле- нием ТВ (Чернобыль, 9/11) апокалипсис стал «шоу». Соцсети довели это до аб- сурда: теперь конец света и идея завершении истории – это бесконечный поток «мемови инфодемий», где реальная угроза тонет в гиперреальности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=