Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
158 Д. А. Петнюнас, В. Д. Дмитриева Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Мартьянова ЭСХАТОЛОГИЗМ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА СОВРЕМЕННОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ В связи с текущими мировыми потрясениями – экологическими, политиче- скими, технологическими – в общественном сознании всё чаще проявляются эсхатологические настроения. Современные философские исследования нап- равлены на изучение воздействия концепции «конца истории» на наше понима- ние времени, движения к прогрессу и перспектив развития человечества. Зна- чимость эсхатологических идей обусловлена не только сопоставлением с про- шлым опытом, но и их способностью давать объяснение коллективным опасе- ниям, вызванным угрозами существованию. Объект исследования: эсхатологизм как черта религиозного, философ- ского и научного мировоззрений. Предмет исследования: эсхатологические концепции и интерпретации «конца» истории в современном мировоззрении. Статья направлена на выявление и анализ особенностей эсхатологического мышления как ключевого элемента современной исторической рефлексии. За- дачи статьи следующие: 1) Определить понятие «эсхатологизм» и его эволю- цию в религии и философии. 2) Проследить связь между эсхатологическими концепциями и современными интерпретациями истории. 3) Проанализировать как идеи «конца» истории, апокалипсиса и утопии влияют на политические, со- циальные и культурные процессы. 4) Рассмотреть примеры эсхатологического мышления в современных работах. Прежде всего, необходимо дать определение понятия «эсхатологизм». Этот термин берет свои корни в древнегреческом языке (ἔσχατος – «последний» и λόγος – «слово, знание») и отражает религиозно-философское учение о фина- ле: о завершении исторического развития и судьбе человечества. В наши дни эсхатологические идеи проникли и в нерелигиозную среду, прежде всего, науч- ную, став предметом обсуждений и породив свежий взгляд на ход истории [9, с. 15–18]. Исторически эсхатология была связана с монотеистическими религиями (христианство, иудаизм, ислам), где конец света рассматривался как боже- ственное завершение исторического процесса и земного существования, пере- ход к вечности. В философии эсхатологические мотивы присутствуют во многих работах [10, с. 112–115]. Например, работа «О Граде Божьем» Августина Блаженного, где разрабатывается линейная концепция истории о том, как земное существо- вание движется к Страшному Суду и установлению Царства Божьего. Автор вкладывает следующий смысл: история – это борьба между «Градом Земным», то есть государством, властью, и «Градом Божьим», что означает церковь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=