Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

150 О. Р. Панина Физико-математический факультет, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. М. Пономарева РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ЦЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В современном российском обществе перед системой образования стоит задача подготовить гражданина, способного беспрерывно обучаться и адапти- роваться к быстро изменяющимся условиям жизни. Важно, чтобы современный ученик воспринимал процесс получения новых знаний, умений и навыков не как завершаемый этап, а как непрерывное состояние, в котором получаемые знания являются особой ценностью и ресурсом для дальнейшего профессио- нального и личностного развития. Формирование такого отношения к обучению и научному знанию требует построения особых мировоззренческих представлений личности. В этом смыс- ле под общим понятием «духовно-нравственные ценности» понимается усвое- ние ценностей среды индивидом и превращение их в собственные ценностные ориентиры, влияющие на мотивацию собственной деятельности. В таком слу- чае человек становится активным субъектом общественной деятельности, во- площая актуальные нравственных потребностей в повседневной жизни [1]. Занимая особое место в культуре, наука диктует индивиду свои особые ценности. Ценности научного знания – это значимые аспекты, которые влияют на построение процесса научного познания и поддерживают авторитет науки как социального института. Если духовно-нравственные ориентиры определя- ют правила жизни человека в обществе, то ценности научного знания лежат в основе понимания объективного устройства мира и принятия обоснованных решений в различных областях деятельности. Оба эти понятия не противопо- ставляются друг другу, напротив, одно является естественным расширением другого. Только благодаря их сочетанию может получится мыслящая личность, готовая стать активным членом общества. Эта идея подтверждается в Федеральном государственном образователь- ном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), в котором ценно- сти научного знания рассматриваются как неотъемлемая часть всестороннего развития обучающегося. В документе подробно раскрывается три группы обра- зовательных результатов, в каждой из которых отражена необходимость фор- мирования ценности знания у учащихся. Личностные результаты отражают «значимость формирования целостного мировоззрения у молодежи, соответст- вующего современному уровню развития науки и общественной практики», а также «формирование их готовность к саморазвитию и самообучению». Ме- тапредметные результаты акцентируют внимание на «развитие универсальных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=