Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
148 и игровые (ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры), а также тренинговые (коммуникативные, сензитивные). Каждая из перечисленных форм ориентирована на вовлечение школьников в совместное действие, систематиче- скую рефлексию и развитие метапредметных умений. В настоящем исследова- нии особый интерес представляет метод кейсов, где сочетаются разбор конкрет- ной ситуации и последующая групповая дискуссия. Такая форма даёт возмож- ность обратить внимание на лексико-грамматической стороне речи, формируя у учащихся способность понимать смысловые закономерности, анализировать языковые явления и выбирать наиболее уместные речевые стратегии. В контексте формирования лингвистической грамотности учащихся ос- новной школы с использованием интерактивных технологий целесообразно выделить три базовых умения, обеспечивающих овладение языковым материа- лом и его дальнейшую трансформацию в полноценную коммуникативную дея- тельность. Прежде всего, речь идёт об умении обрабатывать входящую ин- формацию на иностранном языке , подразумевающем осознанное восприятие и анализ лексико-грамматических структур, их смысловых и стилистических нюансов, а также способность выявлять в тексте ключевые факты, сопоставлять их с имеющимися знаниями и интерпретировать в зависимости от контекста. Данное умение фактически закладывает когнитивный фундамент лингвистиче- ской грамотности, поскольку без умения понимать и дифференцировать языко- вые явления невозможно сформировать навыки адекватного употребления лек- сических средств в устной и письменной речи. Второе ключевое умение – умение реагировать на предъявленный матери- ал , предполагающее продуктивное использование изученного языкового ин- струментария в типичных (а нередко и в смоделированных) коммуникативных ситуациях. Своевременная адекватная реакция на заданные коммуникативные стимулы (реплики собеседника, проблемные вопросы, дискуссионные кейсы, тексты для чтения или аудирования) является важнейшим механизмом перехо- да от рецептивного усвоения к интерактивной практике, где учащиеся высту- пают полноправными участниками общения. Именно поэтому, интерактивные технологии, основанные на групповых обсуждениях, проектной работе и раз- личных формах ролевых игр, позволяют не только тренировать оперативный выбор лексических единиц и грамматических конструкций, но и формируют гибкие стратегии речевого поведения (аргументацию, диалог, умение коррект- но выражать несогласие и т. п.). Третье умение – умение оперировать лексическими средствами в их разно- образных функционально-стилистических проявлениях , что лежит в основе са- мой идеи лингвистической грамотности. Оно предполагает не механическое за- поминание отдельных слов и словосочетаний, а понимание их сочетаемости, различий в эмоционально-экспрессивной окраске, а также умение учитывать особенности коммуникативной ситуации (официальная, нейтральная, нефор- мальная) и цели высказывания. В процессе применения интерактивных технологий, особенно при работе над кейсами, проектами или во время парных диалогов, учащиеся оказываются в условиях, максимально приближённых к реальному общению, что побуждает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=