Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

146 В. А. Осташева Институт детства, II курс магистратуры (заочная форма обучения) Научный руководитель – С. Г. Гладнева ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Современная система образования ориентирована на формирование у школьников читательской грамотности, одной из ведущих составляющих которой выступает лингвистическая. В условиях возрастающих требований к коммуникативной компетентности и успешной социально-профессиональной самореализации учащихся, интерактивные технологии приобретают особое значение. Использование интерактивных технологий (кейс-технологии, роле- вые и деловые игры, групповые дискуссии и проекты) на уроках английского языка в основной школе развивает умения самостоятельного анализа языковых явлений и адекватного реагирования на них в различных коммуникативных си- туациях. В результате повышается общая эффективность языковой подготовки, а также формируется основа для дальнейшего развития коммуникативной, культурной и социально значимой деятельности. Современная методика преподавания иностранного языка всё чаще рас- сматривает интерактивные технологии в качестве одного из ключевых средств формирования лингвистической грамотности у учащихся основной школы. По мнению В. Н. Аниськина, интерактивность можно трактовать как способность к постоянному диалогическому взаимодействию, будь то в рамках общения с педагогом или со сверстниками [1, c. 7]. Данная позиция согласуется с точкой зрения Н. П. Нечаева, который заостряет внимание на «живом» общении между всеми участниками педагогического процесса и подчеркивает равноправное со- трудничество обучающегося и учителя [3, c. 46]. При этом авторы подчёркива- ют существенное отличие интерактивного подхода от традиционных моделей обучения: в интерактивной среде обмен мнениями становится не только воз- можным, но и необходимым условием эффективной коммуникации, способст- вующим самостоятельному осмыслению и применению знаний на практике. Схожую мысль развивает и И. Е. Барабина, рассматривая сущность техно- логий взаимодействия в образовании через призму развития не только восприя- тия и памяти, но и творческого, продуктивного мышления, поведения и умений общаться [2, c. 9]. По её мнению, интерактивность предполагает такую органи- зацию учебного процесса, при которой учащиеся не просто усваивают готовый материал, а формируют навыки сотрудничества, критического анализа полу- ченной информации и совместного поиска решений в условиях реальной или моделируемой практической деятельности. Важным следствием этого стано- вится то, что обучающиеся начинают осознавать учебную деятельность как со- циально значимый процесс, где коммуникативная составляющая (умение аргу-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=