Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

141 С. О. Некрасова Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Мартьянова МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ФАКТОРЫ РИСКА И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Изучение молодежных субкультур современного российского общества как факторов девиации актуально в связи с ростом криминализации подростко- вой среды. Молодежь, находясь в процессе социализации, особенно подвер- жена влиянию субкультур, которые зачастую предлагают альтернативные, в том числе и девиантные модели поведения. В условиях ценностного кризиса и ослабления традиционных институтов социализации субкультуры становятся для молодых людей источником идентичности, что может приводить к норма- тивному конфликту (отрицание общепринятых норм), агрессивным формам са- мореализации (участие в радикальных движениях, криминальных практиках), психологической зависимости от групповых норм. Целью нашего исследования является анализ роли молодежных субкуль- тур в формировании девиантного поведения среди молодого поколения в Рос- сии. Для осуществления цели ставим следующие задачи: 1) провести анализ понятий «молодежная субкультура», «субкультура» и «девиантное поведение» в современной психологической и социологической науке; 2) классифициро- вать современные молодежные субкультуры по степени их потенциального влияния на формирование девиантного поведения; 3) выделить факторы, спо- собствующие вхождению в субкультуры. Объектом исследования выступают субкультуры в современной России. Предметом исследования мы выделили молодежные субкультуры как факторы девиантного поведения. Субкультура – это «система убеждений, ценностей и норм, которые разде- ляются и активно используются явным меньшинством людей в рамках опреде- ленной культуры» [1, с. 38]. Но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и пр.) референтны для него. В рамках дан- ной статьи нам бы хотелось акцентировать свое внимание на рассмотрении мо- лодежных субкультур. На данный момент существует множество определений молодежных субкультур (Г. Исламшина, А. С. Скакун, С. И. Левикова). Одна- ко, нам наиболее близко понятие, которое предложила Е. Л. Омельченко в кон- тексте исследования влияния субкультурной идентичности на формирование ассоциальных сценариев поведения: «Молодежные субкультуры – это социаль- но-культурные практики, формирующие альтернативные модели поведения, которые могут вступать в конфликт с доминирующими нормами общества, со- здавая почву для девиантных проявлений» [2, с. 67]. Клячкина Н. Л., Пачколина Е. Н. в рамках исследования девиантного пове- дения рассматривали ряд молодежных субкультур на примере асоциальных мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=