Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

135 В. В. Моргунов Институт инновационных образовательных практик, I курс магистратуры (очная форма обучения) Научный руководитель – И. Н. Балаба РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В современном мире темп развития технологий многократно превышает предыдущий временной отрезок человечества. Вследствие чего, увеличился и объём знаний. Что делать с таким множеством данных? Можно ли использо- вать старые методы обучения для усвоения информации обучающими, которой с каждой секундой всё больше и больше? Данные вопросы могут стать причи- ной множества дискуссий, в которых не будет единого мнения. Посмотрим на проблему под другим углом, а именно, не надо пытаться вложить в школьника все имеющие у нас знания, которые ещё будут дополняться, а сформировать навыки, позволяющие ему самостоятельно усваивать новую информацию, раз- личать истину и лож. Ключевым фактором для этого является формирование исследовательских умений. Если исходить из определения, то исследовательские умения – это способ выполнения действий исследовательского характера (умение ви- деть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить экспери- менты, давать определения понятиям и т. д.) на основе приобретённых научных знаний и практической деятельности , т. е. умение человека добы- вать новые знания на основе ранее полученной информации и опыта. Как нам их сформировать у учащегося? Основные исследовательские умения, которые формируются у учащихся основной школы – это умения наблюдать и анализировать явления и факты, выявлять проблему (задачу) и решать её; формулировать гипотезу; разработать и проводить эксперимент, обработать и обобщить результаты, сделать общие выводы. использовать достижения смежных дисциплин. Уровень сформированности исследовательских умений учащихся основ- ной школы можно оценить по следующим критериям: • характер суждений и выводов; • степень самостоятельности учащихся; • степень сложности и число используемых учащимися понятий. Математика играет важную роль в формировании исследовательских уме- ний учащихся, поскольку «изучение математики совершенствует общую куль- туру мышления, дисциплинирует её, учит человека логически рассуждать, вос- питывает у него точность и обстоятельность аргументации. Математика учит не загромождать исследование ненужными подробностями, не влияющими на сущность дела, и, наоборот, не пренебрегать тем, что имеет принципиальное значение для существа изучаемого вопроса» [2, с. 25]. «Для стиля математиче- ского мышления характерна четкая расчлененность хода рассуждения, ... лако- низм, сознательное стремление всегда находить кратчайший, ведущий к данной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=