Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
12 институтом социализации личности, исторической трансляции морально-нравст- венных, культурных ценностей. Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «Семья – ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно – это место самых горячих связей; духовно – это место совершенного идеализма» [4]. Семья как культурный феномен представляет собой сложную систему ценностей, традиций и социальных практик, варьирующихся в зависимости от исторической эпохи, религиозных воззрений и этнических особенностей. В традиционных обществах семья выполняла не только репродуктивную, но и хозяйственно-экономическую функцию, выступая основной ячейкой произ- водства и потребления. Патриархальная модель, доминировавшая в аграрных культурах, строилась на четкой иерархии, где глава семьи (обычно мужчина) обладал непререкаемым авторитетом, а родственные связи определяли соци- альный статус человека [1]. В современной философии и гуманитарных науках существует несколько классических и современных классификаций подходов к пониманию семьи. Вот основные из них: 1. Структурно-функциональный подход (Талкотт Парсонс, Роберт Мер- тон) − семья рассматривается как социальный институт, выполняющий опреде- ленные функции (социализация, стабилизация личности, воспроизводство). 2. Конфликтологический подход (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Рэндалл Коллинз) − семья – это арена борьбы за ресурсы, воспроизводство классового неравенства и патриархата. 3. Символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид, Ирвинг Гоф- ман) − семья – это продукт повседневных взаимодействий, где значения (роли, статусы) постоянно переопределяются. 4. Постмодернистские и квир-подходы (Зигмунт Бауман, Джудит Батлер, Кеннет Пламмер) − семья – это гибкий, изменчивый конструкт, лишенный уни- версальных определений. 5. Коммуникативный подход (Юрген Хабермас, Энтони Гидденс) − семья как пространство интимной демократии, где отношения строятся на диалоге [3]. Таким образом, семья остается одним из ключевых социальных институ- тов, но ее формы и смыслы непрерывно эволюционируют. Если в традицион- ных обществах она была прежде всего экономической и религиозной единицей, то в современном мире акцент смещается на эмоциональную близость и само- реализацию. Философско-культурологический анализ позволяет увидеть, что кризис семьи – это не ее исчезновение, а поиск новых моделей в условиях гло- бальных изменений. Литература 1. Дмитрийчук А. Ю. Представление о семье в русской философско- культурологической мысли // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толсто- го. 2018. № 1 (25). С. 85. 2. Коваленко А. В. Философия семьи: некоторые методологические аспек- ты // Философия права. 2012. № 6 (55). С. 116.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=