Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

379 замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек [ 3, с. 192 ]. К концу дошкольного возраста ребенок выходит на новый уровень разви- тия познавательной сферы. Ребёнок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, на- глядно-образное и логическое. В исследованиях участвовали 5 детей старшего дошкольного возраста, из них: 2 мальчика и 3 девочки. Составлена диагностическая программа, направленная на исследование особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста. В данную про- грамму вошли следующие методики: «Что здесь лишнее?» (Р. С. Немов), «Вы- режи фигуры» (Забрамная С. Д.), «Нелепицы» (Забрамная С. Д.) , «Серия сю- жетных картинок», предназначенная для детей дошкольного возраста (С. Д. Забрамная). Проведен количественный и качественный анализ полученных результатов. В ходе проведенного исследования получены и интерпретированы данные по формам и видам мышления: наглядно-образного мышления, образно- логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у детей. На основании полученных экспериментальных данных можно сделать вы- вод: у детей 5–6 лет с нормой в психическом развитии наблюдается средний и высокий уровень развития наглядно-образного мышления. Умение опрошен- ных детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль, соответствует возрастной норме. Дети, раскладывают правильно кар- тинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие, и мо- гут составить рассказ об этом; устанавливают связь между отдельными частя- ми, делают выводы; производят сравнение картинок по основным признакам и не отклоняются от поставленной цели. Литература 1. Дзятковская, Е. Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка / Е. Н. Дзятковская. – Иркутск, 1999. 2. Васильева, Т. Н. Формирование саногенного мышления младшего школь- ника: Учеб. пособие / Т. Н. Васильева. – Калининград: Калинингр. ун-т, 1997. 3. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детст- во, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=