Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

350 К. М. Романова Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ПУТИ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды – как фактора образования. Идеи развития образовательной сре- ды обстоятельно разрабатываются как в исследованиях отечественных психо- логов и педагогов (Г. П. Ковалев, В. П. Лебедева, А. Б. Орлов, В. И. Панов, А. В. Петровский, В. В. Рубцов, И. М. Улановская, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и др.), так и зарубежной психологии (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.). Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые ус- танавливают субъекты образования, и специально организованных психолого- педагогических условий для формирования и развития личности [4, с. 17]. Под развивающей образовательной средой понимается такая образова- тельная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для раз- вития всех субъектов образовательного процесса. Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности для: • удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерар- хических уровнях; • усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформа- ции их во внутренние ценности. Развивающее образование характеризуется следующими аспектами: 1. Усвоение «знаний–умений–навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей и важных качеств (методы мышления, спосо- бы порождения и употребления знаний, техники понимания и рефлексии, приёмы и способы коммуникации и действия). 2. На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества, когда учитель и ученик не противостоят друг другу, а выступают друг для друга как партнёры совместного развития. 3. Учащийся становится субъектом своего собственного развития, рассмат- ривается как самоценная личность. Соответственно меняется и критерий цен- ности учителя – он ценится не за то, что больше знает, а за то, что умеет орга- низовать процесс саморазвития учащегося и себя самого. 4. Стереотипное воспроизведение учениками стандартного минимума гото- вых истин меняется на проектирование и организацию образовательной среды, способствующей раскрытию природных данных учащихся, саморазвитию их по- знавательных, эмоциональных, физических и духовных способностей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=