Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
262 Среди педагогических причин импульсивности следует отметить пере- грузки организма ребенка в учебное время, ссоры родителей в присутствии ре- бенка, стрессовые ситуации, связанные с неожиданными вопросами, сложными в выполнении, непонятными заданиями, необоснованными обвинениями со стороны родителей, учителей или сверстников, резкими и категоричными отка- зами взрослых на просьбы ребенка, агрессия со стороны других детей и др. [2]. Как результат последствия данных причин сказываются в первую очередь на учебной деятельности: ребенок не может спокойно и взвешенно обдумывать свои действия, быстро, но зачастую неверно решает сложные задачи (с легкими задачами справляется, как правило, неплохо), резко реагирует на за- мечания и неудовлетворительные оценки со стороны учителей и родителей. Способы коррекции можно условно разделить на различные типы: по ви- дам деятельности (учебные и игровые); психологические (тренинги, упражне- ния) и педагогические (организация деятельности, разъяснение, беседа и др.). Среди игр применяют такие как «Говори – не говори» по команде, «Съе- добное – несъедобное», «Виселица» на запоминание слов и их значений, раз- личные игры с карточками и паззлами, командные игры, которые требуют вы- сокой концентрации и продумывание всех своих действий. Очень важно чаще поощрять ребенка, когда он пытался сдержаться, и тем более, если ему это уда- лось. Применяя игровой способ коррекции, необходимо четко объяснять пра- вила игры, разъяснять роли и функции ее участников. Существенная роль в коррекции импульсивности принадлежит развитию самостоятельности ребенка. Исследователи отмечают, что, становясь самостоя- тельным, ребенок легче осваивает процесс освобождения от импульсивности, учится обдумывать поступок прежде, чем приступать к активным действиям, прогнозировать возможные последствия неверных решений, учитывать риск при выборе того или иного пути решения данной задачи. Однако при этом сле- дует учитывать, что не всегда желания родителей в развитии самостоятельно- сти совпадает с желаниями самого ребенка, следствие этого – недопонимание и принуждение, в результате которых ребенок может стать еще более раздражи- тельным и импульсивным. Таким образом, необходимость предоставления сво- боды выбора ребенку определяет дальнейшее развитие его импульсивности [3]. Прибегая к коррекции импульсивности в ходе учебной деятельности, не- обходимо установить, какие факторы воздействуют на ребенка наиболее небла- гоприятно и возбуждающе. Также необходимо давать импульсивному ребенку четкие и конкретные инструкции к выполнению тех или иных учебных зада- ний, что поможет избежать стрессовых ситуаций [4]. Во внеурочное время важно проводить беседы с ребенком о правилах и нормах поведения в различных жизненных ситуациях. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что дети с импульсив- ностью реакций имеют достаточно сложный характер, а для успешного их кон- троля необходимо соблюдать некоторые условия, наиболее значимыми из кото- рых представляются: минимизация интеллектуальных и эмоциональных нагрузок; соблюдение режима дня и достаточное время для сна и отдыха; разработка инди- видуальной помощи ребенку со стороны психолога, преподавателей и родителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=