IV Милоновские краеведческие чтения
93 ИДЕИ Л. Н. ТОЛСТОГО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ П. А. Фадеева, студент IV курса факультета русской филологии и документоведения Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – кандидат педагогических наук Т. А. Чихачева В жизни Льва Николаевича Толстого можно выделить 2 основных перио- да, тесно связанных с его идеями в области народного образования. Первый пе- риод приходится на начало 60-х гг. XIX века и включает в себя создание и ор- ганизацию яснополянской школы, педагогическую деятельность в ней, а также издание педагогического журнала. Второй период относится уже к 70-х гг. XIX века: возобновление школь- ных занятий после определенных исторических событий, отразившихся в жиз- ни и творчестве писателя, создание «Азбуки», затем «Новой Азбуки» и «Грам- матики для сельской школы». Интерес к педагогике Толстой пронес через всю свою жизнь. Достаточно сказать, что первые заметки Льва Николаевича о педагогике относятся к марту 1860 г., а последняя статья «О воспитании» написана в 1909 году. Лев Николаевич Толстой имел богатый опыт путешествий как внутри страны, так и за границей. Он посещал различные страны с целью заимствова- ния идей передовых педагогов того времени. Из личного опыта писателя можно сформировать определенный ряд принципов и идей, которых он придерживался и которые впоследствии широко стали использоваться в мировой практике в области педагогики и обучения. Толстой выступал за обучение без принуждения или внешнего контроля. Он считал, что дети должны естественным образом развивать свои интересы и способности. В своей статье «Об образовании» писатель негативно высказы- вался о существующей тогда системе обучения в Российской Империи: «...Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить. Учителю неудобны говор, движение, ве- селость детей, составляющие для них необходимое условие учения» [5]. Толстой считал, что дети должны иметь свободу исследовать и учиться на своем собственном опыте, без принуждения со стороны взрослых. Он выступал за создание учебной среды, которая поощряла любопытство, творческие спо- собности и самовыражение. Писатель подчеркивал важность личного примера учителя. Он считал, что дети учатся не только из учебников, но и из поведения и отношения тех, кто их окружает. По мнению Л. Н. Толстого, главное условие, необходимое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=