IV Милоновские краеведческие чтения
83 сосуществуют в школьной письменной традиции. Последние, обрастая вариан- тами, со временем тоже могут стать достоянием фольклора. Для изучения особенностей девичьего альбома, рассмотрим и проанализи- руем песенник Маркиной Антонины Прокофьевны (1926–2010), проживавшей в Тульской области Ясногорского района (Лаптенского района) с. Руднево. На страницах альбомов-песенников второй половины 1940-х – первой по- ловины 1950-х гг. речь идет главным образом о школьной девичьей дружбе. Стихотворения о дружбе включают в себя такие вопросы как: истинная и чистая любовь к другу: «Люблю сирень, люблю я розу / Люблю я ландыш от души / Но лучше всех люблю я Тоню / За то что глазки хороши»; «Как вас уви- жу побледнею / Глаза на землю опущу / В люби я открываюсь / Что горячо тебя люблю»; вечная дружба или дружба до гроба: «Тоня милая подруга / Мне гово- рят тебя забыть / Один лишь гроб одна могила / Нас только может разлучить»; друг как прекрасное явление или предмет: «Тоня роза от мороза / Тоня ландыш из ручья / Тоня бабочка ночная / Тоня я люблю тебя»; память о дружбе: «На первой странице альбома / Оставлю я память свою / Чтобы милая девочка Тоня / Не забыла подругу свою», «Когда ты кончишь курс науки / Забудешь школу и меня / Тогда возьми альбом свой в руки / И вспомни кто любил тебя», «Незабу- дочку срывала / Это Тоня для тебя / И прошу и умоляю/ Не забудь Тоня меня». Содержание отрывков из стихотворений говорят о трепетном отношении де- вочек подростков к дружбе. Факторами, которые могли на это повлиять, являются романтизация дружбы в литературных произведениях, начало Великой Отече- ственной войны и другое. Вопрос о том, почему центральную роль в песенниках 40-х годов берет на себя тема дружбы остается открытым для размышления. Особое внимание также привлекает к себе начало стихотворения, которое имеет несколько вариаций. Во-первых, оно может начинаться с приветствия: «Здравствуй Тоня дорогая / Здравствуй милая моя / Напишу тебе в альбом / Чтобы помнила меня». Во-вторых, в начале может описываться действия до то- го, как автор взял перо в руки: «Вынимаю две тетради / И кладу их на буфет / Открываю лист бумаги / И пишу тебя ответ». В-третьих, в строчках упоминают о подругах, которые писали стихотворения до нынешнего автора: «Писали ми- лые подруги / Писали милые друзья / Писали все, что они хотели / Настала оче- редь моя». В-четвертых, использование междометий, которые в некоторой сте- пени выражают начало «подшучивания»: «Бом, бом, бом / Начинается альбом / Хи, хи, хи / начинаются стихи». В-пятых, автор может извинятся за свой по- черк, но выражает свои положительные чувства к хозяину альбома: «Писать красиво не умею / Альбом украсить не могу / Подруга Тоня дорогая / Я вас люблю, люблю, люблю». В-шестых, автор как будто бы знакомится с хозяином: «Прежде чем стихи писать / Надо познакомиться / Здравствуй Тоня дорогая / Как ваше здоровитце». Рассматривая содержание «приветствия», можно заметить, что тема памя- ти очень важна для девушек. Возможно, это связано с сохранением традиций и особенностей эпохи. Данная тема также присутствует и в конце стихотворе- ний. Помимо этого, в начале стихотворений присутствует «шутливость», «без- заботность», что также подчеркивает юный возраст авторов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=