IV Милоновские краеведческие чтения
8 средством переработки уже знакомого им материала [2]. Ребенок в состоянии предположить не только исход, но и возможное развитие персонажа в сюжете, а если сюжет не в состоянии это принять, то изменить сюжет. Это можно назвать «фантазией» ребенка, но из нее и выходит новое начало литературного направления. С сохранением классической идеи Толстого, добавлением в собственную работу современного осмысления фанатской литературы школьники создали рассказы по мотивам прочитанного произведения. В статье «Проблемы творче- ской иерархии в русскоязычных фэндомных сообществах на примере флэшмоба “Я не боюсь творить”» Л. В. Пейгина отмечала те основополагаю- щие компоненты существования культуры фанфикшн среди подростков, кото- рые стали незыблемыми в писательском сообществе. Это «…рефлексивность, ироничность и самонаблюдение фанатского сообщества…подробный собствен- ный лексикон для самоописания», без которых российской популярности этого нового литературного течения практически бы не было [1]. В работах школьников прослеживаются классические традиции написания произведений XIX века: «В лунной дымке вечера, когда последние звезды роб- ко вспыхивали на небосводе, воспоминания о бале ласково обволакивали ду- шу Вареньки». Ученики приводят описания персонажей, в точности копирующие приемы Льва Николаевича Толстого: «Голосок у нее был тихий мелодичный, похожий на перезвон маленьких колокольчиков. Невольно я залюбовался чертами пре- лестного лица». В новаторском духе происходит полноценная разработка новых героев, придуманных учениками. Образы искусно вплетаются не только в фанатскую версию, но также имеют связь с первоначальным произведением: «Димкой зва- ли моего младшего брата... Больше всего мне было жалко Димку: ему было все- го 3 года, а отец его мучал, будто ему 33 года»; «Машенька стояла рядом со своей матерью и испуганными темными глазами оглядывала зал. Своими тон- кими и изящными руками она сжимала подол своего платья и периодически обмахивала свое худенькое и маленькое лицо веером». Сохраняются и развиваются в новой интерпретации черты характеров пер- сонажей: « – Папенька, ты хочешь, чтобы я вышла замуж за этого мужчину? – начала Варенька, уже зная ответ на тот вопрос. – Варенька, я хочу для тебя только лучшего. Ты должна понять, что это решение не принимается на основе мгновенных чувств. Он выдающийся человек, и ваш союз принесет тебе вели- чие и благосостояние»; «Меня все называли «татаркин, даже родители. Я очень обижался из-за этого прозвища». Финалы фанатских рассказов остаются либо открытыми, либо говорят о продолжении, но уже в оригинальном тексте Толстого: «Внутри нее что-то колеблется, но в то же время она сохраняет решимость в своем взгляде, словно готовясь к чему-то радостному и неизбежному»; «В тот момент танец окончил- ся, и Анна Филипповна решила подозвать Вареньку к себе: – Варенька, подите сюда. Уговорите, ma chere, отца пройтись с вами…»; «– Братцы, помилосерд- ствуйте... Но братцы не милосердствовали... Димка, брат родной. Как жаль, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=