IV Милоновские краеведческие чтения

77 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ УСАДЕБНОЙ ЖИЗНИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ С. Т. АКСАКОВА «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА» Т. В. Сафонова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Непростая судьба древнего рода Аксаковых являет собой отражение не менее противоречивых «социокультурных, экономических и политических процессов, происходивших в российском обществе на протяжении 500 лет» [3]. Согласно семейной легенде зачинателем рода стал знатный варяг Шимон, при- бывший «на Русь из Скандинавии к князю Ярославу Мудрому» [3]. В конце XV века произошло выделение рода Аксаковых, который уже в XVI веке рас- падается на две ветви: «московскую (со второй половины XIX века ‒ москов- ско-калужскую) и арзамасскую (с XVIII века ‒ уфимско-смарскую). Судьба по- следней оказалось более успешной: адаптировавшись к новым социально- экономическим условиям, представители рода сохранили большую часть зе- мельных владений и материальное благополучие. К этой ветви принадлежит и знаменитый писатель С. Т. Аксаков. История московской ветви менее успеш- на: уже с XVIII века ее представители потеряли значительную часть московских владений и были вынуждены расселиться на сопредельных территориях. Так вы- делилась тульско-рязанская ветвь. Вплоть до начала XX века Аксаковы «были внесены в родословные книги 7 губерний: Калужской, Московской, Оренбург- ской (Уфимской), Рязанской, Самарской, Симбирской и Тульской» [2]. Судьба семьи Аксаковых ‒ это история древнего дворянского рода, строго придерживающегося складывавшихся в течение нескольких веков традиций, где генеалогическая память составила одну из важнейших основ общих семей- ных ценностей, что и нашло отражение в автобиографических произведениях С. Т. Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». История дворянской семьи неразрывно связана с ее родовым гнездом ‒ усадьбой. Не- случайно уже с момента своего зарождения русская дворянская усадьба вос- принимается как социокультурный феномен и становится одним из самых устойчивых образов в литературе. В художественной интерпретации данного образа в произведениях писателей, чья жизнь нередко протекала в усадебном пространстве (С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, И. А. Бунин и др.), прослеживаются как общие, так и яркие индивидуальные смыслы. В данной статье предпринимается попытка освещения авторского видения усадебной жизни в повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Обращаясь к событиям из жизни юного героя, автор прибегает к характе- ристике целого ряда усадебных культур ‒ городской особняк в Уфе, родовое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=