IV Милоновские краеведческие чтения
75 Картина, увиденная Сергеем Лосевым на московской выставке, случайным образом привлекает его внимание. Нет рационального объяснения магнетиче- ской силы ничем не примечательного, на первый взгляд, пейзажа: « Неожидан- но что-то словно дернуло Лосева. Как будто он на что-то наткнулся. Но что это было – он не понял . Кругом него было пусто . Он пошел было дальше, однако, сделав несколько шагов, вернулся, стал озираться и вновь почувство- вал смутный призыв . Исходило это от одной картины , чем-то она оста- навливала. Осторожно, стараясь не утерять это чувство , Лосев подошел к ней …» [1, с. 122]. В качестве иллюстрации мы привели отрывок из первой главы романа, он изобилует неопределенными местоимениями, глаголами с семантикой ‘неясно- сти’, ‘сомнения’; языковое оформление интенции неизвестности свидетельст- вует о том, что еще не произошло знакомство читателя с героем Лосевым, с историей создания картины, которую он увидел. Перед нами всего лишь экс- позиция произведения – эскиз романа, эскиз, созданный Даниилом Граниным. Подобно живописцу, художник слова создает роман, в центре которого картина жизни Сергея Лосева. Писатель-творец рисует мир чувств и переживаний глав- ного героя, ведет нас по закоулкам его души. Художественный мир романа Даниила Гранина соткан из образов, пред- ставляющих галерею портретов. Писатель погружает нас в противоречивый мир чувств Татьяны Тучковой (скромная учительница рисования становится одним из главных защитников Жмуркиной заводи), Юрия Емельяновича Поли- ванова (старик, без которого не мыслится Лыков, видится как догматично мыс- лящий человек, ведущий аскетичный образ жизни; его душа остается загадкой для всех, никто не узнал его подлинную сущность, только читателю открывает- ся тайна отношений Юлия Поливанова с Лизой Кислых). В романе созданы картины жизни как обывателей провинциального горо- да, так и чиновников, составляющих бюрократический аппарат города и об- ласти. Д. А. Гранин ведет нас от одного художественного образа к другому, расширяя читательское представление о сложности взаимоотношений Сер- гея Лосева с другими персонажами, о противоречивости его характера, мотива- ции поступков. Сергей Лосев – председатель горисполкома провинциального города, меч- тающий о том, «… чтобы его помнили, но для этого, он считал, надо быть творцом, например, художником, архитектором. А городничий – лицо нетво- рящее » [1, с. 233]. Образ Лосева – многоплановый, характер неоднозначный. Как в картине художника есть несколько содержательных планов, так и образе героя Д. Гранина есть несколько смысловых доминант. Мы видим молодого человека, « гуляющего крепко и жадно », знакомимся с его семьей, разрушенной из-за нарушения супругами моральных правил [1, с. 368]. Лосев старался жить, не оглядываясь на пройденный путь, чтобы легче принимать удары судьбы: « Жил набегающим днем, делами, которых всегда невпроворот, поэтому и не имел сколько-нибудь ясного мнения, что же это все прожитое – сцепление случайностей… » [1, с. 193].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=