IV Милоновские краеведческие чтения

73 дом – // той тихой могилкой, где спит моя бедная мама <...> // я к ней потянусь через землю, как тянутся дети»). Каждое стихотворение этого болезненного периода пронизано желанием уйти к близким, к Богу, личной пустотой земной жизни (в те годы Ольга уходит от светской журналистики к духовной – занимается возрождением печатного издания Тульской епархии). В то же время стихи этих лет звучат как некое предчувствие собственного ухода («Нету роднее места, чем эта глушь // возле твоей могилки. Я скоро, жди»). Сближение лирического субъекта с автором возникает непосредственно. Метафоричность появляется в образе пустующего дома, который отражает земное состояния носителя переживаний («В том доме всегда свет // и детская воркотня. // В том доме меня нет – // пойди, поищи меня»). Стены – материя, которой необязательно быть обитаемой, чтобы продолжать существовать, но всякий человек, для которого дом не столько стены, сколько воспоминания, утрачивает ощущение дома-крепости, перестает идентифицировать свою жизнь с пространством («И вот теперь я хожу // всюду – сквозь дни и сквозь стены. // И не боюсь никого – // я ведь уже умерла»). В противовес земному, рисуется дом небесный, тот, куда ушли родные («Тепло ли тебе в том заоблачном доме, // где ангел тебя укрывает крылами? // Там свет и покой <...> // Но чаще и чаще подолгу – с любовью – смотрю я на небо»). Неким порталом между землей и небом является церковь, стены которой наполнены божественным духом, об- ладают болеутоляющей, вдохновляющей силой («Музыки хочется или капе- ли, // в церковь войти, постоять немного. // Чтоб тишиною там стены пели // и чтоб душа вдруг услышала Бога»). Тема смерти одна из самых откровенных и непреходящих в искусстве. Это может быть голос личной утраты или трагедии многих, но он всегда открывает глубины человеческого переживания. Разговор о смерти – это разговор о жиз- ни. Поэзия Ольги Подъемщиковой напоминает отголосок серебряного века, к которому было близко ее сердце. Сильная, отзывчивая и боевая в жизни и в профессии, в творчестве – тонкая, прозрачная. Она ходила и писала по зем- ле и небу, соединяя жизнь-борьбу за человека с инобытием – высшим Божест- венным началом. Литература 1. Подъёмщикова О. Н. ...Явись мне отблеском мгновенным / сост., подго- товка текста и прим. А. Ю. Коровина и Ю. В. Архангельской. Тула, 2001. 2. Последняя декабристка. Как «летала» и влюблялась Ольга Подъемщикова. URL : https://www.google.com/amp/s/tula.aif.ru/amp/society/persona/poslednyaya_ dekabristka_kak_letala_i_vlyublyalas_olga_podemshchikova ( дата обращения: 1.12.2024).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=