IV Милоновские краеведческие чтения

72 ПО ЗЕМЛЕ И НЕБУ: ТЕМА СМЕРТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ОЛЬГИ ПОДЪЕМЩИКОВОЙ Р. В. Посох, студент IV курса факультета русской филологии и документоведения Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент В. И. Абрамова Имя Ольги Подъемщиковой знакомо многим тулякам старшего поколения. Прежде всего она известна как журналистка с горящим сердцем, активной со- циальной позицией: «Ее читатели знали, что, если не помогают обращения в милицию, суд, прокуратуру и к президенту, надо идти к Подъемщиковой – она поможет! Она чувствовала себя правой и сильной, когда помогала дру- гим» [2]. Несмотря на то, что о писательской стороне жизни знают немногие, во всей деятельности этого человека прослеживалась поэтичность (звучала поэ- зия). Ольга окончила филологический факультет педагогического института им. Л. Н. Толстого, мало работала по профессии, однако можно встретить ее воспоминания об учительском периоде – например, исполнение на гитаре песен Окуджавы на уроках литературы. Она прожила недолгую, но непростую и насыщенную жизнь. Ее называли «последней декабристкой» (она последовала за мужем-поэтом в ссылку), и ду- шой всегда жила в эпоху XIX века, с детства играя в барышень, во взрослом возрасте с озорством раздавая визитки «потомственной дворянки». Она траги- чески ушла из жизни в самом начале века. На творчество Подъемщиковой последнего десятилетия значительное вли- яние оказала череда утрат среди близких. В 1996 году в одном из своих стихо- творений она напишет: «Только близких людей на небе // много больше, чем на земле». Она жила у Всехсвятского кладбища и тема Бога, смерти и небесной жизни сопровождали ее творчество. Вечные образы поэзии Подъемщиковой – ангелы. Они буквально витают в ее стихотворениях, являясь символом внеземной жизни и веры, к которым она тянулась вопреки рождению в советской время. В 1994 году Ольга теряет дочь, которая прожила всего 10 лет, проведя их без движения – еще при рождении прогнозы врачей не могли дать никаких надежд на долгую полноценную жизнь. Анне – так звали девочку – стойкая любящая мать посвящает не одно стихотворение. В жизни и поэзии яснее про- является антитеза неба и земли («Ты ко мне руки протягиваешь с небес. // Я те- бе душу протягиваю с земли»). Вслед за первой утратой следует вторая – в 1996 году Ольга теряет свою мать, чувственная связь с которой также отрази- лось в отдельных стихотворениях («Когда я умру и меня похоронят с ней ря-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=