IV Милоновские краеведческие чтения

65 Посредством антитезы, образ местных рабочих в Семихолмске (художест- венно-преобразованный Н. Людвиговым топоним Златоуст ) в ряде эпизодов противопоставляется образам мастеров-туляков: «Там все зависит от самих ра- бочих. Местные они, семихолмские. Опыта у них нет, смекалки в нашем деле маловато. Да и холод мешает – в рукавицах работают. А какая же в рукавицах работа?» [2, с. 144]. Поэтичен эпизод изображения технического искусства бри- гады клепальщиц при изготовлении пулеметных лент посредством метафориче- ских сравнений: «Сели и застучали так ловко, будто цыган на сцене чечетку отбивает . Работают четко, красиво, как автоматы…» [2, с. 365]. Образ тульского оружейника дополняется аллюзией при сравнении токаря Мерцалова с собирательным образом – героем сказа Н. С. Лескова: «Мастер он был отменный <…> Да он в своем деле все равно что косой Левша. Только тот по легенде, а этот – по жизни реальной» [2, с. 208]. В повести значим образ города, а именно аппозитивное отношение к нему партийных представителей и простых оружейников. Реплики партийцев и ди- ректора завода изобилуют идеологическим пафосом: «…всем нам дороги честь и слава всего нашего коллектива, всей нашей родной Тулы, которая испокон веков была и боевым арсеналом и надежным щитом русского государства. Так давайте же и в этот трудный час для нашей Родины не посрамим своей чести и славы. Все для фронта, все для Победы!» [2, с. 173]. Связь оружейников с родным регионом подчеркивается описанием быто- вых сцен: «Каждая вспоминала как отмечали праздники в родной Туле, как хо- дили друг к другу в гости, какие дарили подарки, какие песни пели и какие они были счастливые» [2, с 197]. Урбанистический пейзаж готовящегося к обороне города также уточняет его образ: «Город превращался в крепость, в щит и арсенал» [2, с. 57]. Квазифольклорные вставные эпизоды о купце Баташове отражают неприя- тельское отношение рабочего класса к купеческому сословию. Определяющими художественными приемами при описании самодурства купца становится ги- перболизация и сатира, что иллюстрирует эпизод с похоронами: «Он решил ее схоронить, да по всем правилам, так же как хоронят православных людей. <…> Попов со всех церквей насобирал и даже архирея пригласил. Отпевали покой- ную ногу певчие, говорят, со всех городских церквей…» [2, с. 206]. Городская легенда о явлении купца к губернатору в ночной рубашке содержит элементы просторечной стилизации: «Ладно, – снизошел Баташов, – так и быть, прощаю. Только ты у меня того… Знай, с кем дело имеешь» [2, с. 207]. Несомненно, повесть Н. Людвигова «А в тайге – тишина», представляет значимый памятник региональной прозы и обладает потенциалом для краевед- ческих исследований. Литература 1. Дубровина Н. В. Социалистический реализм: метод или стиль // Вестн. ТГУ. 2011. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialisticheskiy-realizm- metod-ili-stil (дата обращения: 02.11.2024). 2. Людвигов Н. А в тайге – тишина : [лит. обработка В. Щеглова]. Тула : Аквариус, 2019.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=