IV Милоновские краеведческие чтения
64 ОБРАЗ ТУЛЬСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ В ПОВЕСТИ Н. А. ЛЮДВИГОВА «А В ТАЙГЕ – ТИШИНА» А. М. Михайлина, студент IV курса факультета русской филологии и документоведения Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Д. А. Романов «А в тайге – тишина» – соцреалистическая повесть Н. А. Людвигова о тру- довом подвиге тульских станкостроителей, эвакуированных в Златоуст в пери- од Великой Отечественной войны, представляет значимый для Тульской обла- сти образец регионального текста. Работу над повестью Н. А. Людвигов про- должал на протяжении всей жизни. Обработавший и отредактировавший для печати текст В. Щеглов отмеча- ет: «Работая над рукописью, я ощущал ту ответственность, которая лежала на мне, – надо было сократить какие-то излишние, утяжеляющие <…> подроб- ности…но при этом не нарушить саму манеру рассказа автора, яркости, мет- кости и лаконичности речи рабочих, их тульских поговорок, прибауток…» [1, с. 388]. Повесть является одним из немногих художественных памятников, от- разивших историю рабочих трудового фронта в эвакуации тульского станко- строительного завода осенью 1941 года в Златоуст. Организованная по модели соцреалистической прозы, повесть Н. Людви- гова подчинена эстетическим критериям соцреализма: «Идеологический штамп прочитывается в оптимистическом настрое, возникает единообразие языка. Оп- ределяющими становятся темы: революционная, колхозная, производственная, военная» . Однако коммунистический пафос произведения оказывается подчинен идее общей трудовой необходимости, трагичности изображенных событий. Важными для регионалистики и краеведения оказываются эпизоды, типи- зирующие собирательный образ тульского мастера-оружейника. Так, эпизод, в котором отражен идеологический конфликт между комму- нистической и капиталистической системой мировоззрений, представленный проблемой производственной необходимости замены сверл на американских полуавтоматических станках, разрешается благодаря мастерству ветеранов- оружейников Романцева и Бутовскова, отказавшихся от вознаграждения за раз- работанную технологию: «Идите домой, да выспитесь хорошенько. Завтра же получите вознаграждение, как и обещали. А они: не надо нам денег. Ничего тут особенного мы и не сделали. А что ночь не спали – ерунда. Уж очень увлекла нас эта работа. Да и самолюбие заело: что ж мы хуже Америки что ли?..» [2, с. 35]. Образы эпизодических персонажей органично моделируют и дополняют устоявшуюся культурологему о мастерстве тульских оружейников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=