IV Милоновские краеведческие чтения
63 «Рогоносец по воображению», «Приданое обманом»), «Отгадай – не скажу» М. И. Попова, «Новоприезжие» Леграна в интерпретации А. Волкова, «Необи- таемый остров» – вольный перевод оперы П. А. Д. Метастазио «Ботвинья», «Подражатель» неизвестного русского автора. Сам Болотов написал три нраво- учительные пьесы; приступая к созданию первой, ученый чувствовал, что бе- рется за «предприятие, поистине отважное» [1, c. 1168]. «Честохвал» – первая комедия Болотова (1779, первоначально названа «Залыгала», опубликована не была), цель которой – осмеяние лгунов, хвастунов («залыгала» – лжец, «често- хвал» – хвастун), которым противопоставлены «добродетельные деяния» при- мерных детей. «Награжденная добродетель» – последняя и наиболее любимая автором пьеса (1781, в печати не появилась, дошла до нашего времени лишь в автографе, который хранится в Отделе рукописей ГПБ) ставила задачу изоб- разить в главном герое «характер наиблагодетельнейшего человека» [2, с. 66]. Эти комедии были созданы для конкретной группы детей, с учетом их возраст- ных и индивидуальных особенностей. В результате Болотов смог сформулиро- вать требования к драматическому произведению для детского театра, который, по его утверждению, нуждался «в комедии, расположенной таким образом, чтоб все действующие лица действительно сообразны были и с самими летами, возрастом и свойствами тех детей, которые долженствовали представлять в ней разные роли» [1, c. 1168]. Это были первые русские пьесы, целенаправленно со- зданные для детского исполнения. Вторая написанная Болотовым драма «Не- счастные сироты» (1780, напечатана в типографии Н. И. Новикова, в сборнике «Российский феатр») обнаруживает сходство с комедией Д. И. Фонвизина «Не- доросль» (1782): состоятельная девушка-сирота находится во власти жестоких и корыстных родственников, которые замышляют женитьбу на ней хозяйского сына, но их планы разоблачены приезжим господином – носителем правды, че- сти и благородства, а сами злодеи подвергнуты наказанию. Общность мотивов говорит о том, что драматурги были свидетелями одной и той же действитель- ности, которую они и решили разоблачить в произведениях. Таким образом, Андрей Тимофеевич Болотов в своей театральной деятель- ности преследовал, безусловно, воспитательную цель: представить подрастаю- щему поколению идеал для подражания, высмеять негативные качества харак- тера, показать достойные порицания пороки. Кроме того, ученый-просветитель хотел внедрить театральное действо в систему базового воспитания детей, став таким образом одним из родоначальников театральной педагогики. Литература 1. Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков : в 3 т. М. : Ин-т рус. цивилизации, 2013. Т. 2. 2. Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков : в 3 т. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2013. Т. 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=