IV Милоновские краеведческие чтения
62 ДЕТСКИЙ ТЕАТР А. Т. БОЛОТОВА В БОГОРОДИЦКЕ: ОПЫТ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Г. С. Миронова, доцент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого А. Т. Болотов – русский педагог-просветитель, основавший в одном из па- радных залов дворца Бобринских в Богородицке первый детский театр в Рос- сии, в котором на регулярной основе давались публичные выступления. Премь- ера в театре состоялась 24 ноября 1779 г., когда была осуществлена постановка пьесы М. М. Хераскова «Безбожник». Эта дата и считается днем рождения первого в России детского театра. Детские домашние театральные представления, конечно, не были ред- костью в российском помещичьем быту XVIII в. Но Болотов, стремившийся приобщить детей, «сих будущих заместителей наших мест», к той мудрости, которой сам обладал, воспринимавший театр не как развлечение, а как педаго- гический прием для воспитания подрастающего поколения, стал одним из ро- доначальников отечественной театральной педагогики, органично включенной в образовательный процесс, способствующей обучению, воспитанию и разви- тию обучающихся средствами театрального искусства. Ученый был наделен несомненным педагогическим чутьем, что помогло ему прийти к выводу, что постановка произведений на сцене силами детей является делом непростым. «Возраст детей величайшие предлагал к тому препоны», – признавался он в своих «Записках» [1, с. 1168]. Болотову пришлось приложить «довольно тру- да к настраиванию всех их к лучшим декламациям и представлению, и не один, а несколько раз принужден был их для сего собирать и давать им свои настав- ления» [1, с. 1166], в результате юные актеры «делались час от часу к деклама- циям и представлению способнейшими» [1, с. 1167]. В созданном им театре Болотов был режиссером, преподавателем актер- ского мастерства, декоратором. Труппа состояла из детей разного возраста, включая дошкольников, в чью обязанность входил дивертисмент: спектакль обязательно заканчивался балетом, «пропрыганным малютками» [1, с. 1167]. В театре был занавес, суфлерская будка, специальное освещение, двойные ку- лисы позволяли менять декорации, изготовленные Болотовым с помощью кре- постного живописца и с привлечением к этому занятию всей детской труппы. В мемуарах ученый подробно рассказывает об оформлении спектакля «Необи- таемый остров»: «…декорация сия не постыдна была и для лучшего городского театра» [2, с. 26]. Самым трудным и ответственным делом стал подбор произведений для постановки. Помимо пьесы М. М. Хераскова «Безбожник», репертуар включал также комедии А. П. Сумарокова («Пустынник», «Три брата – совместники»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=