IV Милоновские краеведческие чтения

61 белой гамме, которую по мере развития действия разбавляют то желтые, то фи- олетовые, то красные цвета. Так, во втором действии декораторы акцентирова- ли внимание зрителей на красных скатертях в трактире, где встречаются Жа- дов, Белогубов и Юсов, и сцена напряженного разговора Василия и матери По- лины, Фелисаты Герасимовны Кукушкиной, осветителями дана в напряженном красном цвете. Все это создает нервозную атмосферу, в которой совершается личная и общественная драма центрального героя. Что касается музыкального оформления, то постановщики включили в спектакль исполнение чиновником Юсовым известной советской песни «Я люблю тебя, жизнь…» (вместо указан- ной в пьесе «По улице мостовой»), что, видимо, по режиссерскому замыслу, должно было усилить абсурдность и уродливость той жизненной ситуации, при которой порок торжествует, а добродетель находится в униженном состоянии. Именно этот эпизод спектакля вызвал наибольшие споры, поскольку жизне- утверждающая, оптимистическая, серьезная по своей смысловой нагрузке пес- ня, через знакомые образы поднимающая важные, мировоззренческие вопросы, никак не соотносится с фигурой такого ничтожества, как Юсов. Не стали осовременивать комедию режиссер Р. Сотириади и актеры Туль- ского ТЮЗа (премьера состоялась 26 мая 2023 г.), которые осуществили поста- новку с классическими декорациями и костюмами, погружающими зрителей в атмосферу середины XIX в. При этом спектакль получился и академическим, и современным одновременно. Режиссер Р. Сотириади, не игнорируя социаль- ный контекст произведения, в то же время акцентирует внимание на нравствен- ной природе вечного конфликта «отцов и детей». «Спектакль адресован моло- дому поколению, – утверждает режиссер. – Это спектакль о незрелости, об от- ветственности молодого поколения, об отношении к чувствам, к долгу. Это пьеса… про судьбу русского человека, у которого душа не принимает лжи и неправды…» [2]. Актер Р. Кондаев, исполняющий роль Жадова, так объясня- ет суть характера своего героя: «В нем идет внутренняя борьба с самим собой, а также со старшим поколением, он не согласен с устоявшимися традициями, ищет новые пути» [2]. И, конечно, делает ошибки, поскольку нет рядом с ним достойного человека, который смог бы направить его поиски. Не случайно этот спектакль идет именно в ТЮЗе, поскольку адресован он молодому поколению, хотя, безусловно, интересен и взрослой аудитории. Таким образом, несмотря на столь разные интерпретации пьесы «Доходное место» двумя тульскими театральными коллективами, можно сделать вывод о том, что Островский созвучен любому времени. Его можно еще не раз под- вергать сценической переработке, но это является очередным аргументом в пользу его злободневности и острой современности. Литература 1. Незнакомый Островский. URL: https://mktula.ru/news/n/137874/ (дата об- ращения: 08.11.2024). 2. Премьера спектакля «Доходное место» в Тульском ТЮЗе 26.05.2023 г. // Вести-Тула. URL: https://yandex.ru/video/preview/5092093396901021202 (дата об- ращения: 08.11.2024).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=