IV Милоновские краеведческие чтения
60 «ЗНАКОМ ОН ВАМ? – И ДА И НЕТ» («Доходное место» А. Н. Островского на тульской сцене) Г. С. Миронова, доцент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого В комедии «Доходное место» А. Н. Островский обратился к теме чиновни- чества, которое было им глубоко изучено еще в молодости во время службы в московских судах. Опубликованная в 1857 г. пьеса ставила перед русской публикой самые острые и актуальные проблемы предреформенной России: с одной стороны, осознание необходимости преобразований, с другой – стрем- ление чиновно-бюрократической среды сохранить свои позиции и, как след- ствие, ее подозрительное отношение к науке, ненависть к образованной моло- дежи. В то же время пьеса поднимает вопросы, не утратившие своей злобо- дневности и в начале XXI века. 9 сентября 2016 г. Тульский драмтеатр им. М. Горького открыл 240-й сезон комедией «Доходное место» в постановке режиссера Е. Маленчева, обладаю- щего нестандартным стилем и почерком. В названии данной статьи не случайно использована цитата из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» («Знаком он вам? – И да и нет»): Тульский академический театр драмы показал совершенно иной, неакадемический, взгляд на Островского. Оформление спек- такля лаконично и даже аскетично: на сцене вместо интерьера XIX в. – совре- менные столы и стулья, декорации никак не отражают время действия пьесы. Единственное, что напоминает о прошлом, это отсылающее к заглавию изоб- ражение старинного вольтеровского кресла, которым украшен задний фон сце- ны [1]. Эта картина, как чеховское ружье, «выстрелит» в последнем действии, где Вышневский, попавший под суд чиновник-взяточник, снимет картину со стены и обрушит ее на голову племянника Жадова, уступившего просьбам же- ны и пришедшего просить у дяди доходного места, в финале же сцена погру- зится во мрак, а над сидящими на стульях персонажами, похожими на ожида- ющих в приемной просителей, вновь появится ярко освещенное кресло, олице- творяющее власть и богатство. Ритм спектакля довольно напряженный, движения персонажей абсурдны и нелепы: нервная пластика Жадова (А. Харенко), нелепое кривляние перед зеркалом Белогубова (С. Сергеев), копирование им же каждого жеста своего наставника Юсова (заслуженный артист РФ А. Сидоренко). Приемы гротеска, буффонады, фарсовые элементы, активно используемые в постановке, призва- ны передать абсурдность жизни, где порядочный, честный человек не может найти себе места в общественной жизни и в связи с этим теряет право на лич- ное счастье. Этот абсурд жизни режиссер и актеры демонстрируют через внеш- нюю несуразность, карикатурность и уродство. Спектакль выдержан в черно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=