IV Милоновские краеведческие чтения
23 Игорь Сергеевич Помозов в «Капитане Венчеве» описывает небольшие шуточные ситуации из жизни работника уголовного розыска. Аналогично де- тективу, который описывает процесс раскрытия происшествия, в большинстве случаев, преступления. Детектив также определяют как вид криминальной прозы (Эдгар Аллан По, основатель жанра). К ранним примерам жанра относятся произведения Стена Стенсена Блихера «Пастор в Вейльбю» (1829) и Уилки Коллинза «Жен- щина в белом» (1860). Обратимся к признакам детектива. Н. Н. Вольский выделил «наличие за- гадки» как основной признак, отличающий детектив от других прозаических жанров [6]. Весь сюжет построен на ее решении. Погруженность в привычный быт, стереотипность поведения персонажей, наличие особых правил построе- ния сюжета, отсутствие случайных ошибок – принципы детектива как литера- турного жанра. Правила присутствуют здесь, но не регламентируются. Однако улавливаются читателем. К примеру, убийцей не может быть близкий родст- венник жертвы, священники, государственные деятели высокого ранга. В каждом сочинении Помозова можно проследить определенную законо- мерную структуру. Рассмотрим сочинения «Вор» и «Предчувствие» (сами названия указывают на связь с криминалистикой). Имеется погружение в при- вычный быт – «Капитан Венчев находился непосредственно на месте преступ- ления» («Вор»), «Приготовив все необходимое и сосредоточившись, он начал действовать. Но буквально через пару минут раздался звонок. Чертыхнувшись в душе, он пошел открывать» («Предчувствие») [4]. Самая важная часть любого детектива – загадка: «Имел место факт хищения при отсутствии каких-либо улик. Странным было и то, что другие продукты, а также вещи и предметы рос- коши остались нетронутыми»; «Еще не дочитав до конца, Венчев почувствовал, что обстановка изменилась не в его пользу и в воздухе запахло паленым». И сразу же писатель сам дает читателю ответ: «...Венчев понял, что мясо из сковородки стащил Барсик»; «Подняв утюг, капитан обнаружил то, что еще пять минут назад называлось брюками». Отметим лексику, свойственную детективу как разновидности криминаль- ной прозы: вор, уголовный розыск, младший лейтенант, офицер, ошибка, сиг- нал электронных часов, кровавое пятно, особое задание, круг обязанностей, по- иски, результаты, неизвестное лицо, приметы, задача вполне выполнимая, от- дел, беспредел, не скрывались, действовал нагло и открыто, в одиночку и це- лыми группами, выслеживал, высчитывал местонахождение и т. п. Примечательно, что тульский писатель использует топонимы (урбанони- мы), отражая местный колорит. В «Особом задании» пишет про один из райо- нов Тулы: «Криволучье – самый криминальный район в городе». В «Красави- це» – про Тульский областной художественный музей, в котором располагается центральный «герой» произведения – картина художника Б. М. Кустодиева «Красавица». Отмечается трамвайное депо, которое также имеет отношение к Туле («Почти сказка») [4]. Помимо небольших сочинений, Игорь Сергеевич в конце сборника раз- местил «отсебятинки», как он их назвал, «Не мудрствуя лукаво». Они пред-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=