IV Милоновские краеведческие чтения

14 рые ребенок переносит на себя, педагог может внушить поучительную мысль или сделать замечание, не обращаясь к трудному и, как следствие, особенно восприимчивому ученику напрямую. Изучением темы нравственного воспитания посредством поучительных произведений занимался знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский. На примере его рассказов, предназначенных для детей, проанализируем затраги- вающиеся жанром аспекты воздействия на ученика и приведем возможные примеры их применения в педагогических ситуациях. Рассказ «Два козлика» метафорически иллюстрирует конфликтную ситуа- цию, часто возникающую в младших возрастных группах из-за не до конца сформированной эмпатии (понимания эмоций, чувств и переживаний другого человека) и, как следствие, отсутствия мотивации к познанию дипломатии. Козлики видели правильной только собственную точку зрения, отказываясь по- размыслить над вариантами решения. В результате оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду [6]. Мораль произведения – в безрезультатности спо- ров ради споров и в необходимости понимать ситуацию ближнего и идти ему на уступки. Педагог может использовать прием художественного рассказа в ка- честве одного из этапов стратегического решения проблемы в группе учеников. Например, посвятить несколько минут тому, чтобы пересказать произведение на следующий день после ссоры воспитанников и выделить небольшой проме- жуток времени на обсуждение рассказа с детьми. Как указывала в научных тру- дах А. Г. Басова, сочувствие к общему состоянию другого человека формирует- ся у ребенка только к 9 годам [2]. Следовательно, решение педагогической си- туации с помощью репрезентации простого сюжета поспособствует развитию эмоционального интеллекта учащихся и своевременно осуществит профилак- тику подобных конфликтов. Также дидактический аспект произведения, не- возможный без осмысления и интерпретации его самим учеником, сформирует у него навыки критического мышления – сложного рефлексивного процесса, включающего ассоциативное восприятие, анализ, синтез, оценку и саморегуля- цию (по Н. А. Якуниной) [8]. Аналогично с точки зрения применимости в педагогической практике можно рассматривать рассказ «Дедушка». Смысл внедрения приема в стратеги- ческий план воздействия на учеников выражается во ФГОС Начального общего образования как развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио- нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [7]. В произведении старика выгнали из-за стола собственные сын и невестка из-за трясущихся от возраста рук. Дедушке вместо обычной посуды дали деревянную миску. Так бы и продолжалось, если бы у молодых людей не возникло чувство стыда, когда их же сын стал мастерить деревянную посуду уже для родителей, на будущее. Рассказ применим как для всего коллектива учащихся (класса), так и для поучения конкретного ученика, проявившего не- уважение к старшим. Дидактический аспект автором прямо не выражен и тре- бует от детей рефлексии, выражения собственного мнения. Предоставление де- тям возможности видеть страдания героев облегчают корректирующие воздей- ствие с психологической точки зрения и ограничивают риски педагога приме-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=