IV Милоновские краеведческие чтения
13 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РАССКАЗ КАК ПРИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТРУДНОГО ШКОЛЬНИКА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К. Д. УШИНСКОГО Е. А. Бакшаева, студент IV курса факультета русской филологии и документоведения Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент В. И. Абрамова Современное школьное воспитание в России базируется на использовании в качестве средств традиционных и инновационных источников получения ин- формации, служащих рычагами для формирования у обучающихся социально- компетентных личностных качеств. Однако перенасыщение субъектов-воспитанников цифровыми источника- ми информации, характерное как для внеучебной жизни, так и для образова- тельного процесса, породило в сознании подрастающего поколения феномен клипового мышления. Термин ввел американский футуролог Элвин Тоффлер для наименования восприятия непродолжительных ярких образов человеком с инновационных носителей [1]. Последствия такого миропонимания: отсутст- вие логики, нарушение причинно-следственной связи событий, рассредоточен- ность, незаинтересованность в текстовых носителях. Как следствие, из-за до- минирующего типа мышления страдает усвоение школьной программы и норм социальной компетентности, дети могут не реагировать на профилактики конф- ликтных ситуаций и дольше выходить из них даже при помощи педагога. Ввиду этого мы сделали ставку на следование традиционным формам обу- чения и адаптацию их под современный образовательный процесс. В качестве объекта изучения выбран художественный рассказ. Детальный анализ меха- низмов воздействия жанра на обучающегося позволит укоренить литератур- ную форму не только как средство, но и как полноценный прием педагогиче- ского воздействия. Согласно «Словарю литературных терминов», рассказ – литературный жанр, сосредотачивающий внимание на сравнительно легко обозримом случае или событии [4]. С педагогической точки зрения он соответствует определе- нию как созидающих, так и тормозящих приемов, поскольку при наличии мо- рали способствует развитию положительных черт личности и подавлению от- рицательных, что иногда может обуславливаться вызыванием неприятных чувств воспитанника. Примечательно, что основным критерием рассказа при- знается создание особой иллюзии случая [4], также характерном для обоих ти- пов приемов. Однако рассказ имеет важную отличительную черту – непрямое воздействие на субъект воспитания. С помощью типологических образов, кото-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=