IV Милоновские краеведческие чтения

100 поэме «Bадим» A. C. Хомякова находим «любoвь и к бpани, и к Omчизне» [5, с. 83]. B стихотворении «По прочтении псалма» (1858 г.) философ развивает апостольскую истину, взятую из Первого соборного послания ап. Иоанна Бого- слова: «Кто любит брата своего, тот пребывает в свете, и нет в нем соблаз- на» [2, с. 715.]. Звучит голос Творца, обращенный к миру людей: Мне нуж- нo cердце чище злата И вoля крепкая в труде, / Мне нужен бpат, любящий бpата… [5, с.194]. Соборность в жизнеустройстве. Данный уровень концепта связан с поис- ком материального аналога соборности в реальной жизни. Такой аналог пред- ставители славянофильства усматривали в уникальной ячейке русского бы- та – общине, древнем русском институте, обладающем силой морального еди- нения людей и предохраняющем их от эгоизма. B результате вовлечения поня- тия община в категорию соборности на семантическом уровне вокруг лексемы община формируется группа лексем с интегральной семой «общий», «совмест- ный». B нее входят лексемы конкретной и отвлеченной семантики, репрезен- тирующие следующие аспекты концепта Община в свете идеи соборности: 1) участник общего дела; 2) объединения: а) трудовые (артель, товарищество). Исследователь B. B. Bоробьëв в своей работе «Лингвокультурологические прин- ципы презентации учебного материала» говорит о том, что «труд как нрав- ственная ценность сопряжëн со значительно большим числом языковых единиц не может быть изолированным от…интегральной семы «нравственно-религи- озное единство», потому что одобрение труда и его результатов, воспитание к труду и трудом… – все эти моральные критерии имеют подлинно народный характер, возникнув и закрепившись ещë в недрах феодальной крестьянской об- щины» [1, с. 73]; б) совещательного характера (вече, сход (сходка), совеща- ние). B стихотворении «Не гордись пред Белградом…» (1852 г.) Хомяков гово- рит о равноправии всех членов общины: Вce вeлики, вce cвободны, / Ha вpaгов – побeдный cтpой,/ Полны мыcлью блaгоpодной, / Кpeпки вepою одной! [5, с 135]. A. C. Хомяков в своих произведениях не раз указывал на то, что роль объ- единения народа принадлежит не только Церкви, но и власти. Особенно чëтко это наблюдается в стихотворении «26 августа 1856 года» (1856 г.), в неза- вершëнной поэме «Bадим» (начало 1820-х гг.), в трагедии «Дмитрий Cамозва- нец» и др. Такие словосочетания, как любимый цepкви cын; цapь любви нapод- ной; помaзaнный в вожди Хpиcтовой paти; цapь-избpaнник; коpмилeц нaш, и бaтюшкa, и cвeт; твой долг дepжaвный – репрезентируют концепт соборность и отражают авторское видение теории славянофильства. Фopмы coвмеcтнoгo (poдcтвеннoгo и духoвнoгo) cущеcтвoвания (семья, союз, сожительство, общежительство): «...семья есть часть мира, но подсудимая миру» [4, с. 217]; «Из союза, представляющего в чете тип самого рода человеческого, возникает для нее (любви) целый новый мир... новый род человеческий в семье» [4, с. 224]. «Та- кая зависимость имеет смысл только при изменении отношений между людьми, т. е. при переходе... сожительства в общинное товарищество» [3, с. 17]. Осо- бое значение славянофилы придавали семье, которая воспринималась ими как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=